Техника безопасности при работе на строительных лесах
Техника безопасности при работе на строительных лесах
Строительные леса – это оборудование, при использовании которых требуется соблюдение особых правил техники безопасности, связанных с работой на высоте. Правила эксплуатации строительных лесов регламентированы нормами раздела 7.4 СНиП 12-03-2001, а безопасность производства и монтажа оборудования должны быть обеспечены в соответствии с требованиями ГОСТ 27321-2018.
Во избежание опасности падения работников, выполняющих отделочные или кладочные работы на высоте, а также обрушения конструкции лесов, разработан комплекс мероприятий, регламентирующих соблюдение правил безопасности. Многоступенчатый контроль со стороны исполнителей работ и инженерно-технических работников за соблюдением регламентных правил позволит длительно и безопасно эксплуатировать оборудование на строящемся объекте.
Основа безопасного управления трактором
Вопросы по безопасной эксплуатации трактора, включенные в билеты, зависят от получаемой водительской категории от Б до Д. В них обязательно рассматриваются общие моменты управления самоходными машинами, а также нюансы, связанные с особенностями техники.
Меры безопасности при работе на тракторе
Одним из основных требований считается возраст человека, получающего допуск на управление трактором. Минимальный порог – 17 лет, независимо от категории. Обязательное условие – прохождение инструктажа по охране труда.
С целью повышения ответственности за машину за каждой единицей техники закрепляются определенные лица. Работа ну чужом тракторе, а также передача машины третьему лицу возможна только с письменного разрешения руководителя предприятия или владельца техники. Присутствие в кабине пассажира недопустимо.
Прежде чем запустить двигатель, водитель должен убедиться, что все рычаги находятся в нейтральном положении, а сам трактор переведен на стояночный тормоз. После запуска надо убедиться, что путь свободен, в зоне движения нет людей. После включения двигателя и начала движения самоходной машины водитель должен всегда находиться в кабине. Запрещено сходить с машины и садиться в нее во время движения. Сойти можно только после перевода рычагов в нейтральное положение и активации стояночного тормоза.
Одно из главных положений безопасной эксплуатации трактора – полностью исправные контрольные приборы. Если зафиксировано дымление дизеля и падение частоты вращения от перегрузки, то необходимо заглушить мотор. Если во время работы не задействован ВОМ, то его рычаг должен быть переведен в нейтральное положение. Категорически запрещается работать без кожухов, ограждающих карданные валы, которые передают вращение от ВОМ на рабочие системы трактора. Муфта ВОМ выключается даже при кратковременной остановке трактора, также ее рычаги переводятся в нейтральное положение.
При езде в сложных погодных условиях (при дожде, гололеде) запрещено резкое торможение. Обязательно должна быть исправной система электроосвещения. Если используется навесное оборудование, то оно крепится на жесткие сцепки. Запрещено находиться между продольными тягами во время крепления навесного оборудования.
Устранение всех неисправностей выполняется только при выключенном дизеле и опущенных навесных орудиях. Если машина оборудована сдвоенными колесами, то максимальная скорость должна быть на уровне 16 км/ч. Если дизель запускается с буксира, то в пневмосистеме должно быть достаточное давление.
Безопасность при выполнении транспортных работ
Первое требование безопасной эксплуатации трактора – соблюдение правил дорожного движения. Если самоходная машина работает с прицепом, необходимо убедиться в исправности тормозной системы. Перевозка людей на прицепах при этом запрещена.
Перед началом движения водитель самоходной техники проверяет:
- работу и исправность пневмопривода к тормозам;
- давление воздуха в системе.
Оптимальное значение тормозного пути на сухом асфальтном горизонтальном покрытии при скорости 30 км/ч – 12,3 м при холодных тормозах. Запрещено торможение на заснеженном покрытии с низким коэффициентом сцепки и при движении тракторного поезда. Запрещена также эксплуатация трактора с прицепом без страховочной цепи.
Самоходные машины с особой осторожностью должны входить в повороты на скорости не более 5 км/ч. Спуск с горы должен быть только на 1 диапазоне без выключения муфты сцепления. На крутых подъемах и спусках диапазоны никогда не переключаются. Запрещено двигаться накатом при эксплуатации трактора с прицепом. Скорость движения на подъездных путях – не более 10 км/ч. Если самоходная машина используется в производственных помещениях, скорость должна быть не более 2 км/ч.
Требования пожарной безопасности
По части пожарной безопасности тракторы комплектуются первичными средствами пожаротушения. Машина обязательно должна быть оборудована устройством для автоматического регулирования охлаждения двигателя. Недопустима работа на тракторе, у которого отсутствуют съемные сетки, защищающие сердцевину радиатора, воздухозаборник и межреберное пространство цилиндров системы воздушного охлаждения.
При эксплуатации запрещается направлять выпускные трубы двигателя на легковозгораемую растительную массу, а также на устройства для сбора технологических продуктов. При заправке трактора и замере уровня топлива нельзя использовать открытый огонь (спички, факелы). Также в правилах безопасной эксплуатации трактора введен запрет на использование открытых источников огня для прогрева двигателя и масляного бака в зимний период.
Нельзя откупоривать образовавшиеся пробки ударом тяжелых металлических предметов, чтобы предупредить возникновение искр. Для безопасности запрещено возить с собой дополнительные емкости с топливом, использовать солярку для мытья рук, развешивать на тракторе пропитанную топливом и маслом одежду.
Очень много, если не сказать, что большинство работ производятся на строительной площадке на высоте. Собственно, уже сразу после того, как котлован вырыт, образуется сильный перепад высот, создающий опасную ситуацию. Что уж говорить о каменных, гидроизоляционных и кровельных работах, когда работать приходится в буквальном смысле на крыше? Правила по охране труда при работе на высоте в Российской Федерации регламентирует приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты от 28 марта 2014 г. №155Н. Высотные работы могут быть абсолютно разными — с применением лесов, канатной привязи, с использованием лестниц и стремянок. И каждый из видов требует определённых знаний и группы допуска.
К слову, если вы проводите строительные работы внутри помещения, то вам важно, чтобы в нем было качественное напольное покрытие. Если заказчик купил плохое и скользкое напольное покрытие, то работники рискуют получить лишние травмы. Обязательно приобретайте напольное покрытие на сайте профессиональной фирмы.
Для любого из видов работ на высоте есть золотое правило:
проверить всё снаряжение перед началом работ!
Техника безопасности при земляных работах
Для некоторых правил по охране труда нет отдельного нормативного документа. Есть единый свод правил, утверждённый Министерством труда и социальной защиты 01 июня 2015 года под номером №336Н. Конечно, не без изменений — они коснулись этого документа в 2018 году. Земляным работам посвящены пункты с 147 по 178 этого приказа. Пожалуй, главные опасности при этом виде работ — риск падения предметов с высоты и обрушение пород. Здесь же вступают в силу и правила безопасной работы со строительной техникой. Ведь, в большинстве случаев, выемка грунта осуществляется механизированным способом (например, при помощи одноковшового экскаватора).
Техника безопасности при арматурных и бетонных работах
То же самое мы можем сказать и про бетонные и арматурные работы. Им посвящены п. 213 — 249 Правил по охране труда в строительстве. Как бы то ни казалось, ни бетон, ни арматура — материалы не безопасные. И в первом, и во втором случае потребуется применение строительной техники, дополнительных инструментов. Увы, всегда есть риск завязнуть в залитом бетоне или напороться на торчащий арматурный прут.
Что делать, если все же случилось…
По возможности не паниковать. Оценить ситуацию и принять незамедлительные меры:
- При травмах с обильным кровотечением принять срочные меры к остановке кровопотери (наложение жгута, бинт).
- Попавшие на кожу, а тем более в глаза едкие вещества немедленно смыть обильным количеством воды.
- В случае падения не торопитесь вскакивать или поднимать упавшего коллегу. Сначала попытайтесь определить – насколько серьезны полученные повреждения. Иногда травмы (особенно ребер, позвоночника) таковы, что изменение положения тела человека может усилить причиненный и даже нанести более сильный вред. Если ситуация внушает опасения вызовите или попросите вызвать скорую мед. помощь.
«Скорую» вызывайте во всех мало-мальски серьезных или неясных случаях. Лучше получить репутацию перестраховщика, чем инвалидность!
Инструкция по охране труда при ремонте автомобилей
Охрана труда в автосервисе регламентирует несколько этапов работ: поднятие и проведение ремонта под машиной, ремонт отдельных узлов конструкции, правила при использовании инструмента.
Техника безопасности при работе под автомобилем
Проведение работ под дном автомобиля выполняется по такому алгоритму:
- Убедиться в надежности подъемного устройства: канатов и цепей либо домкрата (нескольких домкратов).
- Поднять машину на нужную высоту.
- Установить специальные подставки в дополнение к подъемникам.
- Приступить к монтажным или ремонтным работам.
Техника безопасности при ремонте автомобиля
При ремонте отдельных частей особенно нужно соблюдать ТБ:
- При ремонте ходовой нужно поставить рычаг на пониженную передачу.
- При замене системы охлаждения нужно избегать попадания антифриза на руки.
- При съеме коробки передач нельзя находиться под ней в яме.
Работа ручным слесарно-монтажным инструментом и приспособлениями
При работе с ручным (столярным) инструментом нужно:
- Использовать его по назначению.
- Не применять несправный инструмент.
- В начале работы проверить его состояние.
Как безопасно поднимать автомобиль домкратами
Прежде всего, нужно убедиться, что подъемные механизмы исправно. Поднимать авто лучше с помощью нескольких домкратов. Делается это в специально обозначенных местах, а если таковых не нашлось, то нужно выбрать максимально подходящие участки, обеспечивающие равномерное распределение веса. В случаях, если используется несколько домкратов, нужно поднимать их равномерно.
Поднятие авто с помощью домкрата
Правила безопасности при работе с топливной системой
Несмотря на то, что на сегодняшний день существуют три основных типа топливной системы –карбюраторная, инжекторная, дизельная, есть правила, которые применимы к любой из них
Общие правила безопасности
- Разгерметизацию (вскрытие) любого элемента топливной системы проводите только при отключенном аккумуляторе.
- Работая с топливной системой, держите под рукой огнетушитель и аптечку.
- Работая с топливной системой, убедитесь, что в радиусе 30 – 40 метров есть люди, которые смогут вам помочь в случае возникновения нештатной ситуации.
- Не курите и не употребляйте алкоголь во время любых работ с топливной системой автомобиля.
- Прежде, чем вмешиваться в работу топливной системы, внимательно изучите принцип ее работы. Не пытайтесь вмешиваться в работу топливной системы, если не знаете, что делать и к чему это приведет.
- Не допускайте разлива топлива. Если разлив топлива неизбежен, подставляйте емкость, чтобы собрать его. Даже если пролилось всего несколько капель горючего, сразу же уберите его чистой тряпкой.
- Любые работы связанные с разгерметизацией инжекторной топливной системы (замена топливного фильтра, чистка инжектора и т.д.) проводите лишь после того, как давление в топливной рампе упадет до безопасных значений. Чтобы сбросить давление, заведите двигатель и отключите питание топливного насоса. После того как заглохнет мотор, отсоедините аккумулятор и приступайте к работе.
- Перед началом разгерметизации любой дизельной топливной системы после ТНВД, сбросьте давление в топливной рампе. Если на вашем автомобиле установлен клапан сброса давления, воспользуйтесь им. Если же нет, выждите 3 часа после остановки двигателя. За это время давление топлива снизится до безопасного значения.
Операции на высоте – нормы безопасности
Техника безопасности при работе крана на высоте предписывает правила:
- Все работы стационарным краном обязана выполнять группа сотрудников из 4 человек: крановщик, электрик, механик по болтам, механик по гидравлике;
- Монтаж на высоте проводят при естественном дневном освещении либо ночью при полном электрическом;
- Запрещено выполнять действия на высоте, если порывы ветра превышают 4 балла, а также оставлять нагруженной стрелу при неблагоприятной ветровой обстановке;
- Высотные работы начинаются с тщательной проверки всех узлов и систем кранового оборудования, а также состояние подводящего кабеля;
- Грузоподъемную машину полностью останавливают, если в процессе обнаружены малейшие неполадки, дефекты и другие неблагоприятные факторы.
Управление краном с точки зрения техники безопасности
Есть основные правила, которые должен выполнять крановщик:
- Поднимать грузы только известной массы;
- Перемещать хорошо закрепленные грузы;
- Следить, чтобы под стрелой и грузом не находились люди;
- Работать только совместно с монтажной бригадой, следя за сигналами бригадира;
- Немедленно останавливать крановое оборудование по сигналу «Стоп»;
- Запрещено поднимать людей на грузе либо крюке;
- Расположение крана под линией электропередач запрещено, поднимать груз разрешается на расстоянии не ближе чем 30 метров от провода;
- Запрещено следовать сигналам, противоречащим технике безопасности.