Обязательный аудит — критерии 2021
- субъекты малого предпринимательства (за исключением субъектов, которые осуществляют виды деятельности или имеют организационно-правовую форму, в отношении которых федеральными законами предусмотрена обязанность аудировать бухгалтерскую отчетность);
- фонды, поступление имущества, в том числе денежных средств, которых за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн руб.;
- организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
- Доход от предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 млн руб.
- Сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 млн руб.
Теперь показатель дохода от предпринимательской деятельности следует определять в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. В соответствии с главой 25 Налогового кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Как разъяснено в Информационном сообщении Минфина России от 11 января 2021 года № ИС-аудит-37, в расчет принимаются доходы, полученные по всем осуществляемым видам деятельности и применяемые по всем налоговым режимам за год, непосредственно предшествовавший отчетному году.
В новой редакции части 1 статьи 5 закона «Об аудиторской деятельности» остались общие положения, согласно которым обязательный аудит проводится в случаях, установленных федеральными законами. То есть аудит является обязательным, даже если в законе «Об аудиторской деятельности» отдельные субъекты не указаны, но федеральными законами, регулирующими их деятельность, предусмотрена обязанность по аудиту бухгалтерской отчетности таких субъектов.
ВАЖНО:
Освобождение от проведения обязательного аудита, предусмотренное новой редакцией статьи 5 закона «Об аудиторской деятельности», не применяется в отношении аудита отчетности за 2020 год и более ранние периоды, если организация в силу прежних правил обязана была проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, но заключила договор на проведение обязательного аудита указанной отчетности и аудиторской организацией / индивидуальным аудитором до 1 января 2021 года уже начато исполнение договора. В таких случаях организации, освобожденные от проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности, вправе не проводить аудит, начиная с отчетности за 2021 год.
Виды и принципы экологического аудита
Законодательство РФ предусматривает два вида экологического аудита: инициативный и обязательный.
Инициативный экологический аудит осуществляется в интересах организаций и индивидуальных предпринимателей для получения научно-обоснованных рекомендаций касаемо оптимальной организации деятельности по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.
Особенности добровольного аудита заключаются в представлении аудитором рекомендаций и предложений по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, предложения по развитию системы экологического контроля и управления.
Обязательный экологический аудит является государственным. Проводится такой аудит специально уполномоченными на то государственными органами управления природопользованием и охраной окружающей среды.
Данный вид аудита может также проводиться в рамках определенных предписаний, установленных государственными органами в предусмотренном законом порядке, например, в процессе получения лицензии определенного вида или в процессе сертификации качества продукции.
Нужно отметить, что обязательный экологический аудит может быть осуществлен по решению органов государственной власти для отдельных видов деятельности, которые оказывают существенное воздействия на природную среду и здоровье населения.
По характеру деятельности экологический аудит подразделяется на:
- Внутренний – проводится собственной аудиторской службой внутри предприятия.
- Внешний – проводится аудиторской фирмой, которая не имеет отношения к проверяемой организации.
При осуществлении экологического аудита должен быть соблюден ряд принципов, которые являются общеобязательными и не могут быть нарушены его субъектами. К таким принципам относятся:
- объективность и независимость аудиторов от проверяемого предприятия и руководства;
- компетентность аудитора;
- достоверность и полнота информации, представляемой субъектами аудиторской деятельности;
- обязательность проведения экологического аудита (в случаях, установленных законодательством);
- обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологического аудита;
- научная обоснованность, объективность и законность заключений;
- учет общественного мнения, участие общественных организаций, открытость;
- ответственность субъектов экологического аудита, а также третьих лиц за нарушение процедуры проведения аудита.
Виды аудиторских проверок
На практике выделяется два типа аудиторских проверок. Первый (обязательный) проводится по плану, а второй (добровольный) выполняется без привязки к определенной дате по желанию руководства организации.
Обязательный аудит
Такой контроль проводится с периодичностью раз в год для АО разных видов и вне зависимости от результатов работы. Кроме того, ежегодный аудит обязателен для предприятий, разместивших ценные бумаги на торгах. По ФЗ №49 организатор последних без пояснения причин может отказать в доступе активов к продаже, что внесет изменения в необходимость ежегодной аудиторской проверки.
Обязательный аудит также характерен для следующих предприятий:
- кредитные структуры
- управляющие фирмы
- негосударственные ПФ
- политические партии (в зависимости от объемов финансовой деятельности)
- МФО
- страховые и клиринговые фирмы
- БКИ и т. д.
При определении необходимости обязательной аудиторской проверки часто оцениваются финансовые результаты предприятия и отражения бухотчетности. Вне зависимости от ситуации обязательный аудит не применяется по отношению таких субъектов:
- ИП
- внебюджетные фонды (федеральные, муниципальные)
- с/х кооперативы
- унитарные компании
Подробные сведения по отношению к компаниям, подлежащим обязательной аудиторской проверке, приведены ФЗ №307, а также в ряде других законов и кодексов. Указанный перечень не является окончательным. Он периодические корректируется в зависимости от ситуации в экономической и финансовой сфере государства.
Добровольный аудит
Компании, для которых не обязательна аудиторская проверка, вправе провести ее по собственной инициативе. Такой вид аудита называют добровольным, внеочередным или инициативным. Подобные проверки также организуются в АО по просьбе держателей акций, имеющих на руках от 10% и более ценных бумаг.
Распространенные причины добровольного аудиторского контроля:
- проверка работы финансового руководителя, главбуха, управляющих структур
- выполнение требований банков, госструктур, инвесторов, контрагентов
- подготовка компании к сертификации
- привлечение нового главбуха и передача бумаг
- реорганизация бизнеса, подготовка к купле-продаже
Актуальность проведения проверки определяет руководство компании на базе состояния бухучета и ряда других норм. Периодичность проведения добровольного аудита может быть любой, но при выполнении работы соблюдаются стандарты и порядок, действующие на законодательном уровне.
Направления аудита
Виды аудита можно также разделить по направлениям.
Кадровый аудит
Основная задача кадрового аудита состоит в том, чтобы увеличить работоспособность персонала. Для этого аудиторы разрабатывают перечень условий:
- Анализ и нахождение «узких мест» в деятельности персонала.
- Разработка процедур заинтересованности персонала.
- Согласование приведенных методов и моделей к законодательной основе.
- Согласование методик взаимодействия кадровых служб с персоналом предприятия.
- Уменьшение затрат на мотивацию и управление персонала.
Методика применения аудита на деятельности персонала приводит к тому, что усиливается контрольная система фирмы. Этот процесс дает материалы для анализа текущей ситуации на фирме. После чего разрабатываются методы и системы повышения функциональности деятельности персонала. Таким образом сотрудники формируют эффективную и сильную фирму.
Для того, чтобы фирма правильно функционировала необходимо учитывать этапы проведения аудита:
- При реорганизации деятельности фирмы.
- Если необходимо оптимизировать количество работников.
- Для увеличения функционирования филиалов или отдельных частей компании.
- Для определения кадрового потенциала компании.
- Для привлечения инвестиционных средств.
- Перед выпуском нового товара или услуги.
- При расширении производства.
После проведения аудита предприятия получат следующие результаты:
- Определение «узких мест» в работе персонала.
- Оптимизация затрат на содержание персонала.
- Оценить функциональную схему персонала на предприятии.
- Риски в деятельности персонала.
- Оценка функциональных возможностей персонала для осуществления миссии предприятия.
- Риски и угрозы, работы персонала.
- Пути преодоления конфликтных ситуаций.
- Рекомендации по оптимизации работы сотрудников.
Таким образом, после проведения кадрового аудита возможно построение сильной и эффективной компании. Данная фирма будет готова к различным кризисным ситуациям как внутри компании, так и во внешней среде.
Налоговый аудит
Важно подчеркнуть, что аудит налогов или налоговая экспертиза – это превентивная мера, а не обязательная процедура. Она необходима, если руководство компании решает определить возможные налоговые убытки и обязательства.
По сути, добровольный налоговый аудит – это комплексная проверка, подобная той, с которой приходит налоговая инспекция. Однако «обратная связь» в случае, если у компании обнаружатся финансово-хозяйственные нестыковки, будет получена не в виде штрафа, а в форме экспертного заключения.
Цена вопроса
К слову, налоговый аудит – услуга платная: стоимость работ начинается от 30 тысяч рублей. Многие собственники бизнеса готовы заплатить и больше, поскольку видят в этой процедуре экономический эффект – прозрачность работы бухгалтерии позволяет оптимизировать многие статьи расходов.
Налоговую экспертизу имеет смысл проводить и в том случае, если в компании произошли структурные изменения (например, смена собственника); налоговая экспертиза не будет лишней, если в перспективе планируется расширения бизнеса с привлечением инвесторов.
Комплексный подход
Общепринятого стандарта проведения налогового аудита нет. Многие фирмы, предлагающие услуги аудита, имеют свои оригинальные разработки и методики в этой области. Тем не менее, в основе аудита налогов – комплексный подход, состоящий из 3х этапов.
- Первый – подготовительный, в ходе которого осуществляется предварительная оценка используемой системы налогообложения с целью определить её «слабые места»;
- В рамках второго – промежуточного этапа, проверяется налоговая документация, следование срокам уплаты, точность расчета налоговой базы, обоснованность использования налоговых льгот;
- Третий – заключительный этап – получение аудиторского заключения. В этом документе эксперты дают свою оценку относительно достоверности финансовой отчетности, законности финансово — хозяйственных операций и рекомендации по доработке недочетов, выявленных в ходе проверки.
Пожарный аудит
Понятие аудита пожарной безопасности и его основные требованияутверждены в Техническом регламенте (федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»), а также в постановление Правительства РФ от 07.04.2009 № 304 (ред. от 15.08.2014) «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».
Пожарный аудит делится на обязательный и добровольный.
Обязательный пожарный аудит проводится один раз в 3 года. Пожарный аудит подлежит проведению для проведения исследования объектов, на которых есть отступления от требований Технического регламента. Начальным этапом проведения этой процедуры является заключение договора с аккредитованной организацией, включенной в Реестр аккредитованных организаций на проведении аудита пожарной безопасности.
Указанная выше организация не может проводить независимую оценку пожарного риска в отношении объекта защиты если ею проводятся или проводились другие виды услуг в области пожарной безопасности, а также если она находится у нее в собственности (владение, пользование, распоряжение на других законных основаниях).
Пожарный аудит включает в себя следующие обязательные этапы:
- анализ документации, относящейся к пожарной безопасности объекта;
- пожрано-техническое обследование предприятия или иного объекта пожарной безопасности;
- проведение экспертиз, испытаний и расчетов;
- формирование итогов о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям Технического регламента либо в случае их невыполнения разработка мер по их устранению.
По окончанию проведения пожарного аудита формируется заключение, которое содержит все ключевые выводы об оценке пожарного риска исследуемого объекта. Заключение может быть оформлено и направлено как в письменном, так и электронном виде. В течение 5 рабочих дней после утверждения указанного выше заключения данные результатов независимой оценки пожарного риска направляют в территориальные органы МЧС.
В случае выявления нарушений разрабатывается специальный план по их устранению и направляется вместе с заключением о противопожарном состоянии объекта. Контроль за выполнением указанного плана осуществляется организацией, осуществлявшей пожарный аудит.
- Плюсами пожарного аудита являются то, что его проведение позволяет снизить затраты на обязательное страхование имущества от пожара.
- К минусам можно отнести тот факт, что проверок объекта со стороны органов МЧС избежать не получится. Пожарный аудит может помочь лишь отсрочить данные проверки, так как в случае проведения пожарного аудита органы МЧС не имеют права осуществлять надзор на рассматриваемом объекте.
Экологический аудит
Особенности эко аудита позволяют:
- проконтролировать предоставляемую заказчиком информацию,
- соответствие к экологическим требованиям объекта, её стандартам нормативным актам сертификатам,
- оценить систему управления не угрожающей на экологическую среду здоровью работника,
- оценить риск воздействий на среду регулируемых и не регулируемых субъектов.
Экологический аудит может быть:
- По запросу предприятия (Добровольный),
- По решению государственных органов (Обязательный).
Разделяют эко аудит на три вида:
- внутренний (проверяют конкретное предприятие),
- отраслевой (деятельность отдельной отросли),
- территориальный (обследуют конкретную территорию).
Проводится экологический аудит в том случае, если заказчик или государственные органы решат:
- обосновать стратегию экологической политики предприятия;
- оценить текущую деятельность предприятия с точки зрения экологии;
- определить дальнейшее развитие экологии и его приоритетов на предприятии;
- выявить для осуществления приоритетов предприятия для его существования;
- проверить охраняемую законом природу, о соблюдении деятельности хозяйства;
- повысить действия предприятия с экологической средой;
- снизить риск непредвиденных ситуаций.
В плане проведении экологического аудита требуется порядок проведения, т.е определить источник финансирования, определить какова позиция, направления аудита, заключить договор в области оказания экологической проверки.