Ремонт рулевой рейка на Тойоте Королле в 120 и 150 кузове
Ремонт рулевой рейка на Тойоте Королле в 120 и 150 кузове.
Рулевая рейка Toyota Corolla, это очень важная деталь для управления автомобилем, представляющая собой механический узел, с помощью которого производится поворот руля в горизонтальный наклон передних колес.
В этой статье мы рассмотрим основные разновидности рулевых реек, их достоинства и недостатки, а также признаки неисправности рулевой рейки.
В наше время можно встретить три варианта реечных механизмов, отличающихся по принципу действия:
- Механическая– самый простой вариант рулевого управления, в котором поворот колес осуществляется непосредственно за счет физической силы водителя.
- Гидравлическая– механизм, в котором физическое воздействие водителя на руль усиливается гидроусилителем.
- Электрическая– вариант рулевого управления, по принципу действия схожий с гидравлической, отличие заключается в том, что вместо гидроусилителя используется электромотор.
Замена рулевых тяг и наконечников на Тойота Королла E120
Как и писал ранее размещение постов на блоге не сходится по реальному времени замены или очерёдности.
Сегодня рассмотрим как поменять рулевые тяги и рулевые наконечники на Toyota Corolla e120. Менял всё это сам, своими руками, не прибегая к помощи СТО, кроме как развал-схождение после замены запчастей. Запасные части приобретал как обычно на exist, кроме винтовых хомутов для пыльников рулевых тяг, которые приобрёл в обычном хозяйственном магазине.
Замена рулевых тяг, наконечников
Покупка запасных частей для замены
Для замены приобрёл следующие запчасти: наконечник рулевой тяги торговой марки CTR CET -115L, CET -115R (сделано в Корее) и тяга рулевая торговой марки THREE FIVE 555 SR-3640 (сделано в Японии) — 2 штуки. Запчасти покупал из соображения невысокой цены и положительных отзывов в интернете по эксплуатации запчастей этих фирм производителей.
Наконечник рулевой тяги CTR CET -115R,L
Тяга рулевая THREE FIVE 555 SR-3640
Made in Japan THREE 555 FIVE
На рулевых наконечниках самоконтрящаяся гайка, шплинты это уже как-то прошлый век. На тягах смазка уже заложена в поворотный шарнир, в комплекте отсутствует контргайка, есть только контровочная шайба, так что необходимо приобрести дополнительно или использовать старые. Как то 555 не позаботилась об такой мелочи как гайка, у других производителей гайка в основном присутствует в комплекте и смазка идет в отдельном пакетике, но я думаю это не принципиально, так что приступим к замене.
Процесс снятия рулевых тяг и наконечников
Первым делом необходимо снять пыльник, для этого сжимаем контрящий хомут передней части пыльника пассатижами и отводим в сторону, хомут многоразовый. Затем снимаем хомут пыльника с рулевой рейки, здесь я хомут заменил винтовым.
Снимаем хомуты и стягиваем пыльник
Выкручивал рулевую тягу обычным ключом, подход не удобный, но есть. Откручивал как снизу так и сверху, меняя положения рулевого колеса. Также очень удобно при откручивании и закручивании рулевых тяг использовать «переставные пассатижи», вот они как называются оказывается. Очень нужный и полезный инструмент для каждого автолюбителя, применяется во многих случаях, также очень удобно сжимать цилиндр тормозного суппорта при замене тормозных колодок.
Закручивание и откручивание рулевых тяг
Откручивание рулевой тяги
Выкрутили тяги, внутри виден фиксатор резьбы
Откручиваем рулевые тяги с обоих сторон, затем разбираем и откручиваем рулевые наконечники, снимаем пыльники и выкручиваем контргайки для дальнейшего использования.
Старые и новые рулевые тяги и наконечники
Установка новых тяг и наконечников
Сборку осуществляем в обратной последовательности. Сначала собираем всю конструкцию. Резьбу промазывал графитной смазкой, на будущее, чтоб легко все откручивалось. Контровочные шайбы я не использовал, да и до меня тяги фиксировались фиксатором резьбы, без шайб. Я для фиксации резьбы использовал простой герметик прокладок, но я думаю и без этой фиксации все должно работать и держаться.
Фиксируем тягу герметиком
Прикручиваем тяги, далее фиксируем хомутами пыльник. Для облегчения одевания пыльника на рулевую рейку я выкручивал руль в противоположную сторону, пыльник сжимался и становился в посадочное место на рейке, при этом смазывал немного графитной смазкой. Затем просто одевал и затягивал хомуты.
Ставим пыльник на место
Ставим все на место, все готово
Почему стучит рулевая рейка
Чтоб это понять почему, она стучит, нужно немного представлять, как устроена рулевая рейка автомобиля или из чего она состоит:
- Сам корпус рулевой рейки, хендай санта фе или другого авто – в нем находятся все части этого устройства
- Реечный вал – он то и передаёт усилия на тяги колес
- Распределитель усилия – помимо функции распределения усилия управляет потоком гидрожидкости куда и сколько подать в реечный цилиндр
- Втулки опорные – удерживают рейку в заданном положении не давая ей смещаться
- Поршеньки — установлены на валу и предназначены для передачи усилий на рулевой вал автомобиля
Это мы перечисли только самые основные детали рейки, а их там ещё куча мелких:
- Поджимы
- Уплотнительные кольца
- Различные пружинки
- Фиксаторы
И ещё много чего.
Так вот стук в рулевой рейке может появиться при износе или поломке любой их этих деталей, блога в самом этом устройстве предусмотрен регулировочный болт, которым можно иногда устранить небольшие отклонения и люфты в работе этого агрегата.
Иногда стук вызывает наконечник рулевой рейки, может стучать ещё и втулка или разбитый подшипник рейки.
Если этих поломок у вас не обнаружится, вот тогда имеет смысл произвести регулировку рулевой рейки или просто подтяжку.
Собираем рейку Рав 4 2010
Старый металлический подшипник во время сборки меняется на новый пластмассовый заменитель. Его нужно запрессовать в корпус. Далее на рулевой вал наносится смазка, деталь вставляется на место. Вращение вала рукой должно осуществляться без значительных усилий. Покачиванием проверяется люфт. Если он есть, необходимо закрутить гайку. Если и это не помогло, то нужно проверить верхний радиальный подшипник шарикового типа. Особенность этого элемента рейки на Rav 4 заключается в том, что он не должен люфтить в принципе. Новая запчасть подбирается с учетом этого фактора. При установке горизонтального вала вертикальный должен быть вынут.
Подробно о втулках рулевой рейки Рав 4 30
При использовании втулок с заводскими пропилами один из них необходимо дорезать полностью. Ниже идет описание обработки втулки старого образца (т.е. без пропилов):
- На стороне, где нет высокого бурта, снимается фаска (берется максимальная ширина). Сам бурт стачивается в четырех местах так, чтобы получились усы. За счет них деталь легче войдет в корпус рулевой рейки.
- Пилим обработанную втулку так, чтобы получилось четыре пропила шириной по 3 мм каждый. Один доводится до конца.
- Излишки пластика тщательно убираются, поскольку тепловой зазор детали минимален.
Надеваются две резиновые прокладки в виде кольца. Количество можно увеличить, если вал подвергался шлифовке (для удаления следов коррозии).
Для сохранения целостности колец, на них сверху надевается свернутая трубочкой 5-сантиметровая полоска, вырезанная из пластиковой бутылки.
Самодельная конструкция просовывается в посадочное отверстие, предварительно смазанное. Сама втулка также смазывается. После монтажа полоску нужно вытянуть, придерживая при этом втулку.
Ремонт рулевой рейки на Рав 4 2011 (версия после рестайлинга) аналогичен, поскольку серьезных конструктивных изменений в этот узел производитель не вносил.
Вставляем горизонтальный вал
Шлифование вала производят при наличии коррозии или царапин. Для обработки используют наждачку с мелкой зернистостью (400). Очищенный и обработанный смазкой вал вставляется внутрь рейки, причем нужно контролировать положение втулки, чтобы она не вылезла из гнезда. Вал должен сдвигаться усилием вытянутой руки, в противном случае необходимо повысить плотность посадки еще одной резиновой прокладкой в виде кольца.
Устанавливаем новую поджимную втулку рейки Rav 4 30
Поджимная втулка Рав 4 меняется на пластиковую, несмотря на кажущуюся ненадежность детали. Кроме того, пластик обязательно распиливаем посередине так, чтобы полученные концы сжимались усилием пальцев. Оба уголка дополнительно стачиваются на 2 мм. Деталь смазывается и ставится на место. Пружинные шайбы складываются вместе и отправляются внутрь посадочного гнезда (конусом внутрь). Производится закручивание гайки с одновременным покачиванием вала. Исчезнувший зазор – верный сигнал, что пора заканчивать процесс фиксации (нужно лишь докрутить гайку на 1/6 полного оборота). В конце затягивается и контргайка.
В качестве проверки производится сильное потягивание горизонтального вала в четырех направлениях. Отсутствие люфта свидетельствует о правильно выполненном ремонте рулевой рейки. После притирки и оседания поджимной втулки на автомобиле Рав 4 2012 (последний год для третьего поколения) потребуется подтяжка. Если все сделано правильно, рулевое колесо будет возвращаться на изначальную позицию (прямое движение), а стук перестанет донимать водителя.
Ремонт и замена рейки
Если после установки новых крестовин стуки и люфт руля не пропали, то причина неисправности может крыться в износе механизма рулевой рейки. Производителем предусмотрена возможность регулировки: рядом с местом входа карданчика расположен болт под «шестигранник». При повороте его по часовой стрелке обеспечивается более плотное прилегание деталей в механизме рейки, но подобный вид ремонта является временной мерой и имеет свои минусы. Дело в том, что при затягивании регулировочного болта рулевое управление заметно «тяжелеет», вплоть до закусывания руля в крайних положениях.
Поэтому при неисправностях рейки лучшим вариантом станет замена рулевого механизма на Тойота Камри. Делается это так:
- Автомобиль загоняется на яму либо эстакаду, в крайнем случае поддомкрачивается и вывешивается его передняя часть.
- Отворачиваются шланги высокого давления. Следует заранее подготовить ёмкость для слива рабочей жидкости. Не рекомендуется заливать использованное гидравлическое масло после ремонта обратно в систему — лучше купить новое.
- От ступицы передних колёс отворачиваются рулевые наконечники. Не рекомендуется откручивать их от тяг, расположенных на рейке — в противном случае потребуется регулировка развала передних колёс.
- Для облегчения доступа к болтам, фиксирующим рейку, отворачивается и убирается стабилизатор.
- Откручивается нижняя крестовина карданчика. Если до этого замена крестовины рулевого вала на Камри 40 не выполнялась, то сейчас самое время это сделать.
- Откручиваются 2 болта крепления рейки. Поскольку пространства для поворота ключа в местах установки болтов мало, эта операция может затянуться надолго.
- Рейка снимается и отдаётся в ремонт, либо вместо неё устанавливается новая.
- Все собирается в обратной последовательности, через бачок заливается жидкость в ГУР.
В среднем работы по замене механизма рулевого управления занимают не больше одного дня. Восстановление рейки обычно длится гораздо дольше и должно выполняться только специалистами.
Причины поломок и утечек масла из ГУР
Гидравлическая жидкость представляет собой технологический раствор, который позволяет передавать силу давления от руля к гидронасосу. Без масла водителю будет трудно проворачивать колеса.
В основном, масло ГУР сменяется при плановом техобслуживании. Однако в некоторых случаях замена требуется чаще — при повреждении механизмов гидравлики или утечке жидкости из системы.
Течь в рулевой рейке
Течь в рулевой рейке определяется по следующим признакам:
- стук при езде. Его можно ощутить через руль;
- тяжелое вращение руля;
- появление посторонних шумов в насосе гидроусилителя;
- люфт при вращении колес.
Подобные неисправности свидетельствуют о наличии протечки жидкости гидроусилителя руля. Однако решить проблему можно самостоятельно, без посторонней помощи. Для этого необходимо демонтировать рулевую рейку с автомобиля и разобрать ее, заменив изношенные детали. После проделанных операций, рейка собирается и устанавливается обратно.
Протекает помпа
Течь в насосе гидроусилителя руля также является одной из причин неисправной работы ГУР. Насос перегружается и в скором времени начинает давать сбои. В основном такая проблема возникает из-за плохой герметичности самого агрегата. Возможны также выход из строя магистрали или шлангов. Через эти детали насос перегоняет жидкость.
Для того чтобы устранить протечки в насосе необходимо внимательно осмотреть все составляющие механизма ГУР системы. При наличии трещин в шланге или магистрали, детали заменяются на новые в срочном порядке. Также необходимо перебирать насос и установить новые сальники.
Поломки шлангов и трубок
Нарушенная герметичность шлангов и трубок — самый распространенный вариант, при котором отработка вытекает из ГУР. При наличии такой поломки необходимо проверить все соединения гидравлической системы на прочность. Если герметичность трубок под сомнением, детали обновляются. После устранения поломок, как правило, проблемы с утечками масла исчезают.
Заключение
При возникновении проблем (стук, посторонние шумы) с рулевой рейкой на Рено Дастер необходимо снять и проверить все элементы устройства. Любые неисправности с этой деталью могут снизить управляемость автомобиля и привести к авариям. Процедура демонтажа механизма проводится в определенном порядке. Для демонтажа рейки Duster нужно загнать на ремонтную яму, так как рулевая колонка располагается под днищем и нередко скрывается дополнительным защитными элементами.
После установки рейки рекомендуется отправить машину на СТО, чтобы провести дополнительную регулировку механизма и сход-развал. Обе процедуры помогут выявить ошибки, допущенные в ходе ремонта Renault Duster.