Как выставить зажигание на мопеде Альфа: пошаговая инструкция с фото и видео
Как выставить зажигание на мопеде Альфа: пошаговая инструкция с фото и видео
Стабильность и надёжность запуска двигателя мопеда «Альфа» зависит от нескольких факторов, среди которых правильно настроенное зажигание. Отсутствие проблем из-за неверно отстроенного узла гарантирует лёгкость управления транспортным средством в любое время года – оно заведётся при каждом кикстарте без лишних усилий. Настройка зажигания понадобится, если только мопед был приобретён совсем дёшево, и его требуется восстановить до рабочего состояния.
Система электрического оборудования (и, соответственно, подачи искры) состоит из таких элементов:
- источника питания;
- дополнительных приборов;
- других узлов, потребляющих энергию.
Согласно заявлениям производителей, на мопедах «Альфа» не нужно настраивать зажигание после покупки нового транспортного средства, но на деле всё обстоит несколько иначе – условия перевозки, хранения накладывают свои проблемы. Скорее всего, придётся устранять последствия неправильной настройки зажигания – в транспорте типа «Альфа» подстроено по принципу слишком большого опережения. К тому же разборка мотора неизбежно влечёт за собой необходимость в настройке зажигания в обязательном порядке.
Надо лишь следовать инструкциям по разборке и сборке мопеда, чтобы достичь оптимального результата, который продержится до следующего демонтажа двигателя для профилактических работ или замены. Неуверенная работа двигателя во время движения причиняет не только дискомфорт, но и неприятности в виде повышенного аварийного риска на оживлённой трассе, где резкая остановка крайне опасна.
Проверка катушки зажигания на скутере 4т и 2т
Катушка зажигания мотороллера отвечает за искрообразование, и ее поломка сделает запуск двигателя невозможным. Если вы обнаружили, что свеча не выдает искру, в первую очередь проведите диагностику этого узла.
Для выполнения проверки вам понадобится мультиметр, которым может измерять сопротивление. Лучше всего использовать электронный аппарат, поскольку он более точный.
Чтобы выполнить диагностику нужно:
- Установить мультиметр на 200 Ом.
- Проверить первичную обмотку. Для этого следует подключить щупы мультиметра к клеммам. Показатели должен быть в районе 0,8-3 Ом.
- Перевести тестер на 20 кОм.
- Проверить вторичную обмотку. Для этого необходимо присоединить щуп к массе (минусу) и бронепроводу. Показатели должны быть не менее 2 кОм.
«Прозвонить» катушку можно и обычной индикаторной отверткой. С ее помощью можно проверить свечной колпачок, первичную и вторичную обмотку. Однако это «полевой» метод, который не позволяет выявить все дефекты. Если нужна точная проверка катушки зажигания скутера, тогда без мультиметра не обойтись
Как на скутере выставить зажигание
О том, как выставить зажигание на 4т скутере спрашивают многие люди. На самом деле, данный процесс не так сложен, как кажется на первый взгляд, ведь все, что вам нужно это отвертка и метки. Для того, чтобы отрегулировать зажигание на скутере необходимо задать правильно положение звезды ГРМ. В нашей задаче нам будут помогать специальные метки, которые уже были выставлена производителем на заводе.
Обратите внимание на корпус магнето. На нем должна быть расположена специальная метка в виде буквы «Т». Именно эта метка и обозначает мертвую точку цилиндра (крайнее положение поршня в цилиндре, когда происходит его возвратно-поступательное движение). Ориентируясь на эту метку вам необходимо выставить ротор таким образом, чтобы метка на роторе совпала с меткой «Т» на корпусе магнето. Для этого небольшими усилиями прокручивайте кик-стартер или двигайте ротор вручную.
Затем, понадобится еще одна, последняя метка, находящаяся на звезде ГРМ. Данная метка представляет собой три отверстия или точки, которые обозначены с внешней стороны звезды ГРМ. Данные точки в следствии образуют треугольник, где одна из точек или отверстий является самой большой. После того, как вы отрегулируете зажигания, самое большое отверстие должны находиться вверху, а две другие точки находиться друг напротив друга в горизонтальном положении. Подробнее, о том, как выставить метку на скутере 4т, вы можете увидеть на видео ниже.
В продолжение темы:
Генератор на электромобиль
предыстория: жена хочет обновить машину (honda fit), я посмотрел/посчитал цены, говорю — nissan leaf в 2 раза дешевле можно пригнать. она говорит — а…
ДХО-поворот авто — проверка схемы
Всем доброго дня. Вопрос у меня довольно-таки заезженный,но ответа я так и не нашел. Есть у меня данные китайские дхо+поворот которые питаются и работают…
11 комментариев к “Зажигание в скутерах и мопедах.”
Фото правда не очень ? а вот ссылка да.
Полезный ресурс. Особенно если немецкий знать. Моих знаний английского хватило едва:)
Ну товарищи офицеры, пардон на то и форум! Каждый участник скинет ссылочку, фотку ( пусть и не хорошего качества) и собирается материал для всех. Если понадобятся фото более детальные, не поленюсь, разберу, пересниму и скину на форум. А ресурс пусть и заумный, но инфы в нём по мотоэлектронике много. На русском языке извините, информации кот наплакал. Немецкий это слава богу не китай. И вообще, администратор вправе закрыть тему. Но сомневаюсь, далеко ли Вы продвинитесь, если будете столь критичны ? Или я не прав? И без обид!
Прикрепления:
Вложение1
Вложение2
Вложение3
Вложение4
Вложение5
Предполагаю данную критичность в пределах разумного, а соотвественно не будем в дальнейшем на этом акцентировать внимание. Предложенный источник при ближайшем рассмотрении таки действительно оказался весьма — весьма. Если кто и преследует в своих сообщениях цель, то исключительно научно — техническую, без намёка на личностное восприятие и субьективную оценку.
Короче — поехали дальше.
Aleksandr65, да, вот это уже что-то. Приходилось самому вскрывать аккуратно, раздалбывать эпоксидку (в двух из двух случаях — симисторы) ни схем ни каких описаловок, инет помогал но не всегда.
Красота, схемы, внешний вид, подкинь ещё если есть. Зажигание довольно больная тема, + бы еще простенькая диагностика, чтоб точно выявлять неисправный коммутатор.
Простые коммутаторы, то есть без опережения зажигания, проверяются просто- на ком-тор приходят 5 проводов:1-общий сопротивление относительно рамы и двигателя- 0 ом, 2-питающий с катушки находящейся в генераторе ( сопротивление относительно общего провода-порядка 500 ом), 3- с датчика импульсов( обычная катушка с сопротивлением относительно общего провода примерно 150 ом), 4-с кнопки стоп двигателя( относительно общего в не нажатом состоянии сопротивление бесконечно, в нажатом 0 ом ), и 5- выход на катушку зажигания (бобину). Проверяем катушки и провода на обрыв, если всё в норме, переключаем мультиметр ( можно и цифровой)в режим замера переменного напряжения до 50v и поочерёдно проверяем наличие напряжения на катушках соответственно проворачивая двигатель кикстартером. На питающей катушке напряжение должно быть больше, чем на катушке импульсов.Величиной показаний заморачиваться не стоит. Я пользуюсь цифровым китайским мультиметром, а у него большая инерция и он не успевает показать достоверные показания, питающая катушка успевает развить до 25- 40v, а катушка импульсов до 8- 12v. Оговорюсь, что это при прокрутке двигателя ногой. Вообще если какие то показания есть то велика вероятность, что генератор живой, а проблема может быть в ком-ре, бобине или вообще в свече. Хочу добавить, распиновка у производителей разная, как и цвет проводов. Это простеишая схема, но сами понимаите бывают заморочки и по сложней, поэтому нужен другой подход. Кому интересно, есть стенд самопальный и описание Для проведения испытаний подключаем к проверяемому коммутатору вместо штатных питания и датчика выводы с этого стенда, а также присоединяем к коммутатору катушку зажигания со свечой (разумеется, они должны быть заведомо исправны!). Не забываем соединить вместе выводы массы всех частей схемы, в т.ч. от катушки зажигания и свечи. Т.е. собираем у себя на столе схему зажигания, аналогичную скутерной. Найти разводку выводов коммутатора можно не только по схеме в техническом описании скутера, но и непосредственно прослеживая «на натуре», куда какой провод идёт. Затем зажимаем конец вала в электродрель с регулированием оборотов (если редуктор в ней имеет переключатель на два диапазона регулирования, то выбираем тот, где обороты побольше), корпус нашего стенда удерживаем от вращения, и запускаем дрель. Если всё правильно, то по мере увеличения оборотов должна на свече появиться искра. При соединении вывода выключения с массой искра должна пропасть.
Чем же удобнее такой стенд по сравнению с проверкой прямо на скутере? Во-первых, тем и удобнее, что не на скутере, а на столе – всё видно, всё можно померить, а то и посмотреть осциллографом, у кого он есть. Во-вторых, удобное управление оборотами позволяет проверить коммутатор по всему диапазону условий эксплуатации, и даже за его пределами. Легко можно убедиться, подойдёт ли коммутатор от одного аппарата для работы с катушкой зажигания от другого, а также осуществить любые другие проверки в меру своей фантазии.
Вот дополнительная информация для тех, кто захочет изготовить такой стенд. Обмотку на П-образном сердечнике необходимо домотать – освободить верхний конец обмотки, подпаяться к нему таким же обмоточным проводом, изолировать место спая и продолжить намотку в том же направлении до заполнения каркаса катушки на обоих его половинках. Провод можно взять с аналогичной неисправной помпы, лишь бы её обмотка была цела. Пригодность изготовленной обмотки можно проверить, собрав устройство, подключив к ней тестер как вольтметр переменного напряжения со шкалой 300…750 вольт, и раскрутив вал с магнитом до оборотов холостого хода (около 1000 об/мин). Если обмотка выдаёт при этом не менее чем 30…50 вольт, то этого будет достаточно для создания искры. Затем дав максимальные обороты, на какие способна дрель, надо замерить максимальное даваемое напряжение. Оно должно быть около 150…250 вольт и ни в коем случае не превышать 300 – превышение грозит неприятностями для испытуемых коммутаторов, и тогда часть домотанных витков надо отмотать.
С катушкой датчика мороки будет побольше. Сначала надо найти подходящий компактный, но мощный магнит (годится от мебельных магнитных защёлок). На один его полюс приклеить полоску листового железа толщиной 1,5…2 мм и шириной 8…10 мм, на которой разместить картонный каркасик для обмотки, а на другой полюс приклеить изготовленный из такого же железа крепёжный кронштейн. Обмотка датчика должна содержать не менее 2500…3000 витков обмоточного провода диаметром 0,06…0,1 мм, но это ориентировочные данные. Ведь поскольку магнит и прочие элементы датчика произвольны, количество витков придётся подбирать «по месту», пока на оборотах холостого хода не получится сигнал, способный дать поджиг искры. Измерение выхода этой обмотки вольтметром не имеет смысла, поскольку сигнал с неё имеет вид узких импульсов, а вольметр рассчитан на синусоиду и будет сильно (в несколько раз) врать. В лучшем положении те, кто имеет осциллограф – глядя на его экран, они должны добиться, чтобы обмотка датчика при оборотах холостого хода давала импульсы высотой не менее 1 вольта. При нехватке обмотку придётся домотать, при избытке отматывать лишнее не надо – избыток здесь безопасен.
И напоследок о ремонте и взаимозаменяемости коммутаторов. Поскольку схема коммутатора, как правило, залита достаточно прочным пластиком и при его удалении она повреждается, лучше не ремонтировать, а менять. Тем не менее при аккуратной работе вскрытие и ремонт возможны, но рекомендовать заняться этим человеку, первый раз берущему в руки паяльник, я бы не стал. Что касается взаимозаменяемости, то по моему опыту, все скутерные коммутаторы похожи и способны заменить друг друга (в том числе независимо от 2/4-тактности мотора). Более того – аналогичные по принципу работы коммутаторы зажигания используются в мелкой домашней мототехнике (газонокосилки, бензопилы и пр.) и лодочных моторах. Исключение — те, которые рассчитаны на работу с датчиком Холла вместо катушечного, а также тюнинговые, имеющие электронное опережение зажигания, и коммутаторы для числа цилиндров больше одного.
Прикрепления:
Вложение1
Aleksandr65, спс!! по простому, по крестьянски, читать правда с монитора по мне трудно, скорее распечатаю. Где вы были года два назад.
Я больше по сигнализации, а с проблемами зажигания приходилось сталкиваться так как, но ремонты в основном заканчивались — рынком.
Только вот не врублюсь, зачем ставят симистор, ведь с генератора берется один полупериод, диод VD1. Вот и на фото в анод поставлен диод, достаточно пол волны, на фото ниже тиристор? Те коммутаторы, что восстановил там тоже были БТ, но схемы не знал вот и ставил как в оригинале.
Да, вопрос по семистору интересный. Вот недавно делал китайский четырехтактный скутер, проблема тоже оказались в коммутаторе. Кстати поставил японский хондовский коммутатор с двухтактника, конечно пришлось провода перекинуть, распиновка другая и на китайце было 6 проводов, (две земли заходило зачем то) и без проблем всё работает. Попробовал вскрыть китайца, но залит компаудом таким, что без прогрева феном не поддаётся. Кое как добрался до электроники, а они туда насували 3 электролит. конденсатора, 4 транзистора. но до выходного полупроводника ещё не добрался. Но интересно, что там стоит? Если доберусь, отпишу. Но ясно одно — восстановлению не подлежит.
И емкость по управляющему электроду, некий одновибратор?
Вот схема похожа, без каких либо наворотов, и тиристор
И еще коммутируют транзистором
Прикрепления:
Вложение1
Вложение2
В китайском коммутаторе выковырял транзисторы 2n5551, 2n5401 и тиристор 2p4m.
Проверка питания коммутатора типа DC CDI
Если у вас провод высоковольтной катушки генератора висит без дела (при условии, что так все и было с завода, а не после вмешательства какого-нибудь «гуру») — переключаем тестер в режим измерения постоянного тока на диапазон 20 V. Ищем на коммутаторе провод питания. Обычно это провод черного или серого цвета, касаемся одним щупом массы, другим — провода питания:
- Если на дисплее пойдут нули — ищите обрыв в проводке питания
- Если напряжение будет значительно меньше 12v — ищите окисления или проверьте заряжен ли у вас аккумулятор
- Если напряжение будет 12v или немного больше, то с питанием все в порядке и можно проводить проверку дальше
С питанием этого коммутатора полный порядок
Без ключа
В заключение поговорим о такой интересной ситуации, как старт двигателя в ситуации, если нет ключа. Конечно, это вовсе не руководство по угону, эта инструкция может пригодиться Вам, если Вы потеряли ключи. Что же делать в такой ситуации, если ехать надо срочно? В этом случае самым простым решением будет разобрать замок зажигания до самой личинки и отнести его мастеру, чтобы он сделал Вам новый ключ. Это не занимает много времени, можно всё сделать всего за час.
Можно попробовать завести, если нет ключа. Однако проблема заключается в том, что для этого, скорее всего, придётся разобрать скутер чуть ли не на 50%, чтобы завести его. Нужно снять передний щиток и получить доступ к замку. Тогда Вы сможете завести двигатель. Найдите контактор, выкрутите винты. Отсоедините контактор. Разверните сердцевину ? обязательно по часовой стрелке ? так, чтобы она уперлась в крайнее положение. Попробуйте завести или ищите контактную пару на самом замке зажигания.
Вот как завести скутер без ключа. Схема несложная, и если Вы всё сделали правильно, Ваш скутер теперь можно завести, и он не глохнет.
Теперь Вы знаете, как Вам поступать в ситуациях, если не заводится скутер. Особенно, как завести, если нет искры. Мы рады, если теперь Ваш скутер нормально заводится и не глохнет. Желаем Вам, чтобы искра на скутере не пропала, а зажигание было отличное.
Назначение датчика ДХ в скутерах
Рассмотрим подробнее назначение скутеровского датчика или ДХ. Это устройство своевременно информирует водителя о фазах образования искры. Фундированный на эффекте Холла прибор, провоцирует импульс на противоположных сторонах пластины, как только в магнитполе перемещается проводник.
Впервые это явление было открыто гениальным немецким ученым Холлом. Однако прошло не менее 75 лет, прежде чем эффект взяли на вооружение. Сегодня ДХ на эффекте Холла используется для улавливания разных потенциалов или говоря иначе, является измерителем магнитполя.
Микропроцессорная система зажигания
Принято в наши дни выделять 2 основных вида ДХ:
- ДХ цифровой, который легко определяет присутствие электрополя или магнита;
- аналоговый ДХ, способный преобразовывать силу магнитполя в напряжение.
А теперь рассмотрим подробнее, из чего состоит этот самый ДХ.
Естественно, он имеет выходы. Их три, и каждый отвечает за отдельные сигналы. В ДХ имеется микросхема, защищенная фюзеляжем, корпусом. Есть магнитопроводы, постоянный магнит и конечно — лопасть ротора, которая и проходит сквозь прибор.
Среди основных достоинств скутеровского ДХ выделяют компактность и малые размеры, четкость показаний и постоянную величину. Однако имеются и недостатки, в число которых входит высокая чувствительность к помехам.
Принцип работы ДХ в скутере сводится к промеру накаленности в системе. Его достоинство усматривается в отсутствии каких-либо контактов, что минимизирует вероятность их порчи, регулировки и т. д.
ДХ в скутерах можно использовать в тестерах количества жидкости, мощности напряжения, при контроле работы мотора или при чтении кодов магнита.
Современный ДХ целиком выпихнул устаревшие и порядком надоевшие герконы, выполняющие функцию размыкания и замыкания электроцепи при конкретной трансформации накаленности магнитполя.
В скутерах ДХ является компонентом датчика зажигания ДВС. В некоторых случаях он служит контроля и измерения токовой нагрузки. Благодаря ему осуществляется отключение системы при избыточной подаче напряжения (в противном случае, датчик зажигания может легко испортиться при резких скачках тока). И опять же, из-за отсутствия контактной группы — ДХ идеальный вариант для скутера.
Проверка скутеровского ДХ осуществляется с помощью мультиметра. Как и в автомобильных системах, нормальное значение (низкое пороговое) должно быть в пределах 0,4-4 В.
Коммутатор в системах скутера
При неисправности ДХ, он требует замены. На скутерах это проводится так.
- Вначале снимается трамблер, который освобождается от крышки. Только следует перед этим не забыть отметить положение ротора.
- Штифт, муфту и шайбу внутри трамблера надо убрать.
- Затем ослабить и снять винты, фиксирующие ДХ.
- Прибор вытаскивается осторожно.
- Новый ДХ устанавливается на место.
Научитесь правильно выставлять зазор между магнитом и ДХ. Это позволит избежать многочисленных проблем, связанных с запуском любимого средства передвижения.