Ступица заднего колеса
Главная деталь узла ходовой части автомобиля, которая испытывает самые большие нагрузки — это ступица, и передняя, и задняя. Потому что это промежуточная деталь, соединяющая колеса и подвеску авто. При поломке этой важной детали, появляется угроза для всех участников дорожного движения.
Каждое колесо имеет свою ступицу. Колесо жестко крепится на ступицу и совершает вращательное движение вокруг своей оси, а ступица крепится на жестко держится на подвеске машины.
В зависимости от того, какой привод у автомобиля, функции ступицы отличаются. Если у машины ведущие колеса задние, то ступицы заднего колеса выполняют дополнительную функцию — это перераспределение крутящего момента от коленчатого вала к колесу. Получается задняя ступица таких автомобилей является элементом трансмиссии, а не только ходовой.
К ступице колес крепятся такие детали — тормозные диски или барабаны. На недорогих машинах устанавливаются барабаны.
Поэтому, еще одной функцией ступицы заднего колеса является обеспечения торможения. Кроме этого, ступица служит местом установки различных датчиков (скорости, ABS, управления и других технических показателей), которыми напичканы современные авто.
Получаются вот такие функции задней ступицы:
- Обеспечение жесткой надежной фиксации колеса к подвеске.
- Обеспечение вращения колеса вокруг своей оси.
- Удерживает антиблокировочную и тормозную систем.
- Служит местом установки различных датчиков.
Замена подшипников и манжеты задней ступицы
Снимаем полуось (см. Снятие полуоси). Отворачиваем контргайку ступицы и снимаем замочную шайбу (см. Регулировка подшипников ступицы).
Трубчатым ключом «на 55» из штатного набора инструментов отворачиваем и снимаем регулировочную гайку подшипников.
Отверткой поддеваем и снимаем стопорную шайбу.
Стягиваем ступицу вместе с подшипниками и тормозным барабаном с кожуха полуоси. Если снять ступицу мешают тормозные колодки, то вращая болты эксцентриков, сводим колодки (см. Замена и регулировка тормозных колодок заднего колеса).
Вынимаем внутреннее кольцо внешнего подшипника с роликами.
…и снимаем манжету ступицы.
Вынимаем установленное под манжетой дистанционное кольцо…
…и внутреннее кольцо внутреннего подшипника.
Молотком через выколотку из мягкого металла аккуратно выпрессовываем из ступицы наружное кольцо внутреннего подшипника.
Не перепутайте наружные кольца подшипников, так как они подобраны на заводе по углу контакта роликов с кольцами. Иначе возможен быстрый износ и даже разрушение подшипников.
Плоскогубцами сжимаем концы стопорного кольца внутреннего подшипника и вынимаем кольцо.
Аналогично выпрессовываем кольцо наружного подшипника и вынимаем стопорное кольцо.
Промываем внутреннюю полость ступицы и другие детали керосином или дизельным топливом. Смазываем посадочные места подшипников трансмиссионным маслом. Устанавливаем подшипники в обратной последовательности, обильно покрыв их кольца и ролики смазкой Литол-24 или другой. Эту же смазку закладываем между подшипниками слоем толщиной 10–15 мм. Устанавливаем ступицу и регулируем подшипники (см. Регулировка подшипников ступицы).
Замена манжеты ведущей шестерни главной передачи
Работать удобнее на подъемнике или смотровой канаве.
Отсоединяем карданный вал от фланца шестерни (см. Снятие карданной передачи). Отворачиваем гайку, снимаем фланец и заменяем манжету (см. Замена манжеты ведущей шестерни главной передачи).
Замена масла
В редукторе автомобиля ГАЗ-31105 масло желательно менять каждые 30-40 тыс. пробега. Для этого потребуется старая ёмкость объёмом не менее полутора литров, плоская отвёртка, шестигранник на 12 и гаечный ключ на 30.
Полезный совет! Перед заменой рекомендуется проехать 5-10 км. Масло моста должно нагреться – это будет способствовать его лучшему вытеканию.
Эти действия удобнее выполнять на подъёмнике или эстакаде:- под редуктор устанавливается ёмкость для старого масла;
- сливное отверстие расположено в нижней задней части редуктора. Плоской отвёрткой из неё вынимается резиновая защитная пломба;
- пробка сливного отверстия моста откручивается шестигранником на 12, она может прикипеть и забиться грязью, поэтому придётся приложить определённое усилие;
Пробка сливного отверстия заднего моста
Полезный совет! В случае отсутствия большого масляного шприца, есть ещё один способ заливки. Можно воспользоваться шлангом, в который вставлена воронка. Масло в задний мост наливается до максимума, которым является край заливного отверстия.
- пробка закручивается на своё место, образовавшиеся подтёки протираются тряпкой;
- сапун откручивается от защитного корпуса левой полуоси гаечным ключом на 12;
- промывается соляркой, продувается компрессором и прикручивается на своё место.
Заливка масла в коробку передач Волги 31105
Что выбрать оригинальный и аналог заднего ступичного подшипника Мазда 3
Я часто советуют покупать оригинальные подшипники. Оригинал — это деталь, выбранная автопроизводителем для реализации на рынках. Именно такие детали поставляются на конвейеры. Покупая оригинальный подшипник, вы будете точно уверены, что он подойдёт вам. Но здесь возникает несколько вопросов, которые требуют решения.
Оригинальные подшипники все одинаковые, и, внимательно его изучив, вы найдёте гравировку. Она располагается на грани верхней либо нижней части. На ней должно быть указано несколько данных:
- производитель (логотип);
- страна производства; обозначение цифровое либо буквенно-цифровое детали,размеров;
- возможна дополнительная информация; в комплекте обязательно должна присутствовать гайка ступицы (обычно одноразовая), могут быть штифты либо болты, сальники.
Как правило, при поиске заднего ступичного подшипника на Mazda 3 вы найдёте на рынке совершенно аналогичные подшипники разных фирм. Так стоит ли платить больше за оригинал, ежели другие фирмы выпускают такие же детали? Если вы решите обратить внимание на какую-либо фирму, то выбирайте известных, популярных производителей, поставляющих детали на конвейеры. Кто-то предпочитает японские фирмы, кто-то европейскую продукцию, например, доверяют лишь германскому качеству.
Определить, какой фирмы подшипник ступицы лучше, кому отдать предпочтение, вам поможет наш рейтинг самых лучших производителей. Даже если эти компании предлагают изделия китайского производства, это будет высококачественная продукция, отвечающая всем требованиям. Обращайте внимание не на страну происхождения, а лучше на бренд поставщика.
Как заменить шпильку
Приготовьте для работы соответствующие инструменты – гаечные ключи и молоток. Прежде чем приступать к замене шпильки, подробно изучите устройство колеса, ступицы, а также последовательность выполнения работ.
- Демонтируйте колесо. Используя ключи, выкрутите болты в тормозном суппорте. Проверьте, раз представился случай, пыльники и смазку в направляющих. Суппорт сидит на тормозных колодках, снимите его и отложите его в сторону. Чтобы он не мешал дальнейшей работе, его лучше подвесить на толстой проволоке.
- Достаньте тормозные колодки. Определите, насколько они износились. Снимите скобу суппорта, чтобы демонтировать диск тормоза. Чтобы сделать это, выкрутите два болта, орудуя торцевым ключом и подходящими удлинителями.
- Демонтируйте тормозной диск. Как правило, он без проблем слетает со ступицы, если по нему легко ударить молотком и потянуть на себя. Бить надо с краю, а молоток должен быть из дерева.
- Постучите молотком по торцу дефектной шпильки. Она будет сопротивляться, но, в конце концов, все-таки выскочит. Проверните ступицу так, чтобы головка шпильки и прорезь в фартуке диска совместились. Если такой прорези не имеется, придется снять фартук. Его обычно крепят на 3-4 болтах, которые довольно легко откручиваются.
- Достаньте испорченную шпильку и поставьте вместо нее другую. Теперь надо совместить шлицы шпильки и отверстия ступицы. Прикрутите колесную гайку на шпилечную резьбу и крепко затяните с помощью ключа. Постарайтесь максимально запрессовать шпильку. Можно подобрать втулку соответствующего размера и установить ее между ступицей и гайкой. Резьбу, для уменьшения сопротивления, обработайте подшипниковой смазкой.
На некоторых автомобилях, чтобы снять тормозной диск, приходится откручивать фиксирующие болты с потайными головками. Они фиксируют диск на ступице при замене колеса и препятствуют попаданию грязи в пространство между двумя этими деталями.
Алгоритм замены подшипника
В гаражных условиях заменить ступичный подшипник не так сложно, как кажется. Опытный автолюбитель проведёт эту операцию за несколько часов. Новичку же следует либо попросить о помощи умельцев-любителей, либо доверить эту операцию специалистам автосервиса.
Инструмент для проведения работ
При замене ступичного подшипника нам понадобятся:
- молоток;
- вороток;
- деревянный брусок;
- удлинитель (труба, монтировка);
- головка на «30»;
- накидной ключ на «12»;
- щипцы;
- тиски;
- съёмник типа «краб».
Замена подшипника задней ступицы на примере Daewoo Lanos
На Lanos эта операция выполняется несколько по-другому, да и инструмента нужно меньше:
- Домкрат;
- Опоры для авто;
- Ключ баллонный;
- Ключ рожковый на «24-27»;
- Пассатижи;
- Отвертка;
- Съемник для подшипника;
- Молоток;
- Зубило;
- Монтировка;
Начальный этап работ практически одинаков вышеописанному – авто поддомкрачивается и снимается колесо.
Видео: Ланос, меняем подшипники задней ступицы и задние колодки
Далее при помощи молотка и отвертки сбивается защитный колпачок ступицы. Чтобы выкрутить гайку, предварительно пассатижами извлекается стопорный шплинт.
Затем ключом откручивается ступичная гайка и извлекается опорная шайба. После этого появиться возможность снять тормозной барабан вместе с подшипниками. Зачастую внутренняя обойма внутреннего подшипника остается на оси. Чтобы ее снять придется воспользоваться съемником или же молотком с зубилом.
Далее нужно выпрессовать наружную обойму внутреннего подшипника и внешний подшипник с барабана. Для удобства работ внутри барабана проделаны специальные выемки, позволяющие легко выбить внешние обоймы подшипников молотком и зубилом.
После нужно запрессовать внешние обоймы новых подшипников в посадочные места барабана. Лучше это делать при помощи тисков и старых обойм в качестве направляющих.
Затем на ось надевается внутренняя обойма внутреннего подшипника и аккуратно набивается молотком и трубой, равной по диаметру этой обоймы. Главное, чтобы она села на ось до упора.
Следующим этапом является установка барабана на место, а после уже устанавливается внутренняя обойма внешнего подшипника. Остается только установить на место упорную шайбу и затянуть ступичную гайку. Ее нужно затянуть до упора, а после отвернуть на треть оборота, чтобы обеспечить вращение колеса. Перед установкой защитного колпака гайку нужно обязательно застопорить шплинтом.
После полной сборки следует немного проехать на авто, а после удостовериться, что подшипник не греется. Если он греется, нужно снова снять колпачок, вытянуть шплинт и еще немного ослабить затяжку гайки.