Регулировка ведомого диска сцепления
Устройство и основные проблемы
Если кратко, сцепление – это передаточное звено между коленвалом двигателя и первичным валом КПП. При этом нажатие педали разъединяет эти 2 узла: двигатель продолжает работать, а водитель может переключать передачи.
Устройство сцепления Ваз-2107
ВАЗ 2107 имеет сухое однодисковое сцепление. Главный цилиндр гидравлического привода сцепления расположен под педалью, при нажатии на которую двигается толкатель, нажимает на поршень цилиндра, образуя давление. Тормозная жидкость, которой наполнен гидропривод, выдавливается и переходит в рабочий цилиндр. Поршень этого цилиндра совмещен с вилкой сцепления регулировочной тягой.
При нажатии на педаль она перемещает вилку, сдвигает выжимной подшипник и разъединяет диски. В итоге крутящий момент с маховика коленчатого вала перестает передаваться на КПП и появляется возможность переключить передачу. В случае неисправности узла сцепления, при надавливании на педаль, вал коробки продолжает вращаться и переключать передачи становится невозможно. При неправильной регулировке сцепления, износе, замасливании диски могут начать буксовать, что в результате приведет к их перегреву. Продолжать использовать машину становится невозможно. Поэтому при первых признаках неисправности стоит заняться его ремонтом и регулировкой.
Неисправности гидропривода
Заключаются в подтекании тормозной жидкости из-за износа манжет главного и рабочего цилиндров;
может лопнуть гибкий шланг;
иногда при нажатой педали машина начинает сама трогаться с места- это износ главного цилиндра.
Как работает механизм?
Сцепление предназначено для кратковременного отсоединения и соединения при переключении скоростей ДВС и коробки передач. Узел состоит из маховика, нажимного и ведомого диска, вилки выключения.
Ведомый диск начинает движение за счет вращения маховика. Первоначально вращение передается на кожух, а далее на нажимной диск. Продолжают цепочку фрикционные накладки, стальной диск, гаситель, фланец, шпицы.
Ведомый диск сцепления ВАЗ 2108, 2109, 21099
Сцепление автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций имеет ведомый диск, установленный на шлицах первичного вала между ведущим диском и маховиком.
Ведомый диск сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099. Полная информация о детали.
— Назначение ведомого диска сцепления
Ведомый диск сцепления предназначен для плавной передачи крутящего момента от коленчатого вала через маховик на первичный вал коробки передач и гашения крутильных колебаний возникающих при этой передаче.
— Где и как установлен ведомый диск?
Устройство сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Ведомый диск в сцеплении автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 установлен между рабочей поверхностью маховика и рабочей поверхностью нажимного (ведущего) диска на шлицах первичного вала коробки передач. По этим шлицам он перемещается при работе сцепления.
— Устройство ведомого диска сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Устройство (детали) ведомого диска сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций
Ведомый диск сцепления состоит из собственно диска, ступицы со шлицами, демпфера с пружинами (гасителя крутильных колебаний) и фрикционных накладок. Вот перечень деталей ведомого диска: ведомый диск, ступица, передняя и задняя пластины демпфера, фрикционные кольца демпфера, упор демпфера, пружина демпфера, опорное кольцо пружинной шайбы, пружинная шайба демпфера, фрикционные накладки.
Сам ведомый диск стальной, имеет восемь лепестков с прорезями. Лепестки слегка изогнуты в противоположные стороны, что придает диску волнистость. На лепестки заклепками с двух сторон приклепаны фрикционные накладки. К каждому лепестку приклепано по две накладки, каждая своей заклепкой. Это позволяет сохранить волнистость ведомого диска. Волнообразная поверхность ведомого диска необходима для того чтобы постепенно распрямлять его по мере прижатия к маховику, за счет чего удается обеспечить плавную передачу крутящего момента.
Для предотвращения рывков в работе сцепления при трогании с места и при переключении передач, а так же для гашения крутильных колебаний при вращении и снижения нагрузки на детали сцепления в ведомый диск встроен демпфер. Он соединяет ступицу и сам диск через детали гасителя крутильных колебаний. что придает конструкции упругость.
Во фланце ступицы выполнены шесть прямоугольных окон и три выреза. Через них проходят упоры гасителя, которые соединяют переднюю и заднюю пластину демпфера с ведомым диском.
В пластинах демпфера имеются прямоугольные окна в которых установлены демпферные пружины. Их три пары и они различаются по упругости и цвету. Пружины одинакового цвета расположены друг напротив друга. Это расширяет зону действия демпфера и обеспечивает нужную характеристику его работы.
С обеих сторон фланца установлены фрикционные кольца (одно стальное. другое из фрикционного материала). Пружинная шайба демпфера через опорное кольцо создает постоянный момент трения между поверхностями фрикционных колец и ступицы диска.
— Как работает ведомый диск сцепления?
Сцепление автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 постоянно включено, ведомый диск при этом зажат между маховиком и нажимным (ведущим) диском
Ведомый диск работает как при включении, так и при выключении сцепления. Сцепление на ВАЗ 2108, 2109, 21099 включено постоянно. Ведомый диск все время зажат между маховиком и ведущим диском. С включенным сцеплением двигатель работает на холостом ходу или если автомобиль движется с включенной передачей и отпущенной педалью сцепления.
При нажатии на педаль сцепление выключается. При этом трос привода натягивается, вилка перемещает муфту выключения (выжимной подшипник), тот давит на нажимную пружину «корзины», ее лепестки перемещаются, отодвигая ведущий диск от ведомого. Между рабочей поверхностью маховика и накладками ведомого диска появляется зазор. Передача крутящего момента от двигателя к коробке передач прерывается. В этот момент водитель может включить ту или иную передачу.
— Неисправности ведомого диска сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Биение ведомого диска
При его короблении (например, после перегрева), ведомый диск начинает «бить». В работе сцепления появляются рывки. Допустимое биение ведомого диска не более 0,5 мм. Проверяется после снятия сцепления с двигателя. При обнаружении биения ведомый диск заменяют.
Ослабление демпферных пружин
Если пружины начинают болтаться в своих окнах, возможны рывки при работе сцепления.
Износ фрикционных накладок
Так как сцепление работает постоянно, износ фрикционных накладок его ведущего диска — вопрос времени. После чего оно начинает пробуксовывать (не полностью включаться). Срок службы заводского ведомого диска сцепления — более 100 тыс км пробега. Установленного ремонтного 30-50 тыс км. На его продолжительность, в первую очередь влияет манера езды и качество изготовления детали.
В ряде случаев можно заменить стершиеся накладки ведомого диска (приклепать новые), установить его обратно и ездить дальше. Но, в настоящее время большинство автовладельцев, не ремонтируют диск, а попросту заменяют новым, так как цена его не велика.
Замасливание фрикционных накладок
При попадании моторного масла (например из-под прохудившейся прокладки клапанной крышки в лючок на картере сцепления или после неаккуратного ремонта) на фрикционные накладки ведомого диска, сцепление начинает пробуксовывать (двигатель набирает обороты, но не едет). Устранить проблему. можно только после снятия ведомого диска путем протирания его поверхности уайт-спиритом.
— Применяемость ведомого диска сцепления на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях
На автомобилях ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 устанавливается ведомый диск 2109-1601130. Накладки на него 2109-1601138, 2109-1601138-01, 2109-1601138-02, 2109-1601138-03, 2109-1601138-04.
Примечания и дополнения
— В большинстве случаев при появлении пробуксовки сцепления, которое невозможно устранить регулировкой производится замена только ведомого диска, корзина сцепления не меняется. Но если известно, что сцепление работает уже более 1оо тыс км пробега, либо работало в тяжелых условиях, имеет смысл заменить его в сборе (корзина, ведомый диск, выжимной подшипник), так как со временем изнашиваются не только фрикционные накладки ведомого диска, но и протачиваются рабочие поверхности ведущего диска и маховика. Замена только ведомого диска в такой ситуации не исправит ситуации и лишь на короткое время уберет пробуксовку.
Типы привода сцепления
Механизмом сцепления нужно управлять, чтобы подключение/отключение трансмиссии от двигателя происходило в нужный момент. Для управления сцеплением есть разные конструкции: Механические, Гидравлические, Пневматические и Электрические.
Механический привод сцепления широко использовался в начале и в середине 20 века. Основное его преимущество — дешевизна и простота. А минусом является большое количество трущихся деталей, которые могут выйти из строя.
Принцип действия механического привода прост: при нажатии на педаль с помощью рычажной передачи трос натягивается и тянет за собой вилку выключения сцепления, которая через муфту и подшипник сжимает пружину — сцепление выключается. Возврат педали производится пружиной. Регулировка свободного хода педали, а также компенсация износа фрикционных накладок на дисках производится с помощью регулировочной гайки, расположенной на конце троса.
Механический привод выключения сцепления
Гидравлический привод сцепления пришел на смену механическому.
В гидравлическом приводе сцепления используется принцип передачи усилия с помощью несжимаемой жидкости. Устройство привода не очень сложное. Состав привода: Педаль сцепления, Главный цилиндр, Рабочий цилиндр, Магистраль гидропривода и Бачок с рабочей жидкостью.
Гидропpивод выключения сцепления автомобилей семейства УАЗ–31512:
1 – кpышка; 2 – фильтp-сетка; 3 – бачок; 4 – гидpотpубка; 5 – главный цилиндp пpивода сцепления; 6 – пеpепускное отвеpстие; 7 – компенсационное отвеpстие; 8 – шайба; 9,18,21,26 – пpужины; 10 – внутpенняя манжета; 11 – штуцеp; 12 – поpшень главного цилиндpа; 13 – наpужная манжета; 14 – защитный колпак; 15 – толкатель главного цилиндpа; 16 – ось педали; 17 – вилка; 19 – педаль; 20 – муфта; 22 – шаpовая опоpа; 23 – вилка выключения сцепления; 24 – гидpошланг; 25 – pабочий цилиндp; 27 – колпачок; 28 – пеpепускной клапан; 29 – манжета; 30 – поpшень pабочего цилиндpа; 31 – толкатель; 32 – колпак; 33 – контpгайка; 34 – ввеpтная часть толкателя
Гидpопpивод выключения сцепления автомобилей семейства УАЗ–3741:
1 – бачок; 2 – главный цилиндp; 3, 5 – гидpотрубки; 4 – соединительная муфта; 6 – педаль; 7 – гидpошланг; 8 – pабочий цилиндp; 9 – пружина
На некоторых автомобилях применяется вакуумный либо пневматический усилитель привода. Его установка облегчает управление автомобилем.
Самые распространенные ошибки при установке сцепления
Для рядового автомеханика замена сцепления — обычная рутинная процедура, связанная с демонтажем коробки передач. Поэтому большинство добросовестных мастеров стараются заменить сцепление так, чтобы не приходилось снимать коробку и тратить время через тысячу километров пробега.
Однако не все механики одинаково грамотные, а тем более, не все водители, которые меняют узел своими руками. Вот типичные ошибки при замене сцепления:
Установка сцепления на изношенный маховик. Проще и быстрее всего заменить диск сцепления, воткнуть коробку и ехать дальше. Но перед тем как устанавливать новый диск, не помешает присмотреться к состоянию маховика.
На его рабочей поверхности не должно быть задиров, царапин, следов масла или коррозии. Если обнаружен износ более 2-3 мм, маховик необходимо проточить или заменить новым. В противном случае даже самый качественный диск сцепления сотрется за 500-700 км и сцепление просто пропадет, оно будет пробуксовывать, еще больше изнашивая корзину, диск и сам маховик.
Установка сцепления в замасленный картер. Откуда в картере КПП взялось масло? Конечно, оно протекло через сальник коленвала или сальник первичного вала коробки передач. Нельзя устанавливать сцепление, не убедившись в целостности сальников, а также гидравлической системы привода, если она есть.
Установка сцепления при люфтах на валу коробки передач или люфте опорного подшипника. Перекосы и неравномерный фрикционный контакт приведут к тому, что сцепление снова выйдет из строя уже через 1000 км пробега и еще больше износится подшипник первичного вала. Это же касается и опорного подшипника коленвала.
Установка сцепления без центрирующей оправки. Грубейшая ошибка, которая приводит не только к дисбалансу корзины и диска, но и к моментальному выходу из строя подшипников коленвала и первичного вала КПП со всеми вытекающими последствиями.
Применение ударных нагрузок при монтаже корзины сцепления. Это может вызвать появление микротрещин в пружинных лепестках, искривление корпуса корзины, вырывание заклепок тангенциальных пластин, разлом корпуса корзины сцепления, разлом выжимного подшипника.
Неравномерная или слишком слабая затяжка болтов корзины. Это приводит к разбалансировке корзины, ведомого диска и маховика. Следствием могут быть все перечисленные выше проблемы.
Замена, ремонт корзины сцепления
Замены корзины сцепления – операция, которую мастеровые водители проводят в гараже, при помощи домкрата и подпорных колодок. Если есть возможность пользоваться подъёмником, то надо им пользоваться.
Работа по замене корзины, и ремонт муфты сцепления, дело непростое, для непосвященного человека. Технологические особенности снятия КПП и отсоединения сцепления у разных моделей разные, поэтому мы описываем принцип и последовательность операции по замене корзины.
- Первое – вам необходим мануал, а именно, руководство по ремонту вашего автомобиля. Обязательно. Именно, методика ремонта и обслуживания.
- Второе, что нужно, это обзавестись каталогом деталей (что-то может оказаться лишним, чего-то может недоставать).
- Важно, при разъединении коробки передач, перед снятием сцепления, нужно помечать положение всех вращающихся деталей, для того, чтобы при обратном монтаже (при неправильной установке), не возникало вибраций.
- Отсоединяем рычаг переключения передач в салоне.
- Добираемся до коробки передач и отсоединяем её.
- Откручиваем болты крепления корзины к маховику. Если маховик проворачивается, то держим его монтажкой.
- Снимаем корзину сцепления и ведомый диск.
- Муфта выключения сцепления демонтируется вместе с подшипником. По ходу ремонта оцените состояние вилки сцепления, да и остальных деталей, втулку и так далее.
- Выжимной подшипник нужно будет выпрессовывать из муфты. Это трудоемкая операция. После выпрессовки, меняется подшипник сцепления. Для смазки применяете только те смазочные материалы, которые рекомендованы производителем.
Перед сборкой сцепления, все детали тщательно промываете в керосине, одновременно производите их дефектовку. Поврежденные детали сцепления ни в коем случае не устанавливайте обратно.
Сборку сцепления производим после очистки деталей от старой смазки и нанесения новой. Монтаж сцепления и коробки передач, естественно, осуществляем строго в обратной последовательности.
Важно! Обратите внимание на затяжку болтов. Необходимо уточнить параметры момента затяжки болтов корзины к маховику и так далее.
При демонтаже коробки передач и сцепления, необходимо дефектовка. Перед установкой диска, его нужно тщательно осмотреть. Если износ происходит неравномерно (например, края слишком тонкие, по сравнению с толстым центром), то корзина и маховик также будут иметь неровности.
Диск сцепления
В процессе работы необходимо следить не только за тем, как ставить диск сцепления, но и учитывать расположение корзины и маховика. Например, если при монтаже диска другие детали не были затронуты, площадь прижима будет недостаточной. В таком случае, спустя неопределенное время, придется снова снимать коробку передач.
Важно! При установке нового диска необходимо монтировать корзину и выжимной диск. Если нет возможности купить новый маховик (стоит он дорого), его можно выточить у токаря. Если рабочая поверхность маховика выступает, обрабатывается только нерабочая сторона. Стачивание происходит равномерно с двух сторон. Так, демпфер корзины будет плотно прилегать.
Полезные советы профессионалов
Если невозможно полностью заменить комплект сцепления, можно проточить корзину. При правильной обработке плоскостей, конструкция прослужит исправно несколько лет.
Неравномерность корзинных лепестков можно оценить визуально. Если они располагаются неровно, демпфер не будет достаточно прижиматься к корзине, и ее придется демонтировать. Когда элементы в норме, корзину необходимо продуть с внутренней стороны.
При установке необходимо заменить сальники:
- на первичный вал ККП;
- коренной.
Первый сальник установлен в съемной крышке, но иногда, чтобы его заменить, нужно наполовину демонтировать коробку передач. Также, придется заменить выжимной и опорный подшипники. Если этого не сделать, они в ближайшее время перестанут нормально функционировать. Ремонт обойдется дороже, чем покупка новых деталей.
После установки диска сцепления, его требуется отцентрировать, чтобы упростить монтаж коробки передач, и предотвратить деформацию демпфера.
Важно! Болты корзины натягиваются в диагональном направлении. При изменении направления, демпфер потрескается.
Необходимо смазать зубцы первичного вала и лапки выжимной вилки на участке, где они контактируют с выжимным диском. Так, диск сцепления будет вмонтирован надежно и на несколько лет.
Ошибка № 3: Перегруз и использование прицепа
Сцепление также быстрее выйдет из строя, если нагрузить автомобиль. При этом перегруз может не выходить за рамки паспортных данных, но если вы раз за разом, на протяжении многих лет возите сотни килограммов на легковушке, знайте: сцепление на вашем автомобиле прослужит заметно меньше, чем на тех автомобилях, на которых не возили тяжелые грузы.
Каждый старт со светофора, каждое переключение при перегрузе будет вынуждать работать диск на пределе, вызывая преждевременный износ.
Не меньше достанется сцеплению, если возить нагруженный дачный прицеп или буксировать «на галстуке» другие автомобили.
Совет напрашивается сам собой. Если хотите, чтобы сцепление жило дольше, не перегружайте автомобиль. Лучше сделать больше поездок на дачу, чем пытаться вывезти весь урожай за один заход.
Вот основные советы для автомобилистов, привыкших следить за своим автомобилем и не допускать преждевременных поломок, ремонт которых недешев и достаточно проблематичен.
Сколько стоит нормо/час работ и запчасти по замене сцепления?
Для понимания того, что поломка сцепления — это не очень дешевое «удовольствие», приведем в пример несколько пакетов (корзину, выжимной подшипник, диск) на ходовые марки и стоимость работы по их замене
Lada Vesta
Комплект сцепления фирмы Lux: 4.5-5 тыс. рублей
Lada Granta
Комплект сцепления фирмы SACHS: 5-6 тыс. рублей
Kia Rio
Комплект сцепления фирмы SACHS: 5-7 тыс. рублей
Hyundai Solaris
Комплект сцепления фирмы SACHS: 7 тыс. рублей
Lada 4×4 («Нива»)
Комплект сцепления фирмы SACHS: 4.5-5 тыс. рублей
Стоимость нормо/час по замене сцепления для представленных моделей: от 4 до 7 тыс. рублей
Итого, минимальная стоимость работ с запчастями по замене комплекта сцепления обойдется в 8-9 тысяч рублей, что, согласитесь, не дешевоt удовольствие, особенно при условии, что этих трат можно несложно избежать, просто научившись правильно переключать механическую коробку передач.