Регулировка сцепления ЮМЗ
Регулировка сцепления ЮМЗ
Сельскохозяйственный трактор ЮМЗ-6 был создан на базе знаменитого белорусского трактора МТЗ-5. Выпускался на Южном машиностроительном заводе (Украина, г. Днепр) с 1958 года. Конструкция оказалась настолько удачной, что в 1974 г. документация была выкуплена шведским автоконцерном, который выполнил основательную модернизацию модели и выпустил Volvo BM-700. Сегодня эта старая, но надёжная модель продолжает использоваться, поэтому регулировка сцепления ЮМЗ 6 по-прежнему актуальна. Выполнить ее можно своими руками — в этом одно из главных достоинств техники, выпускаемой на постсоветском пространстве. Все необходимые детали и расходные материалы имеются в продаже.
Принцип действия
Муфта сцепления — фрикционная, постоянно замкнутая, двухдисковая, сухая.
Ведущая часть муфты барабан и два фрикционных диска.
Барабан посажен на ступицу шестерни и прикреплен шестью болтами. На цилиндрической части барабана выполнены восемь прямоугольных вырезов, в которые входят выступами ведущие фрикционные диски.
Между ведущими дисками, а также снаружи, расположены ведомые стальные диски, посаженные на шлицы вала. Средний и задний ведомые диски могут свободно перемещаться вдоль шлицев. Передний ведомый диск закреплен на шлицах неподвижно двумя пружинными кольцами, вставленными в канавки на валу по обе стороны диска.
В задний диск ввернуты десять шпилек, на которые надеты пружины. Одним концом пружины упираются в гайки, навернутые на шпильки, другим — в дно стаканчиков, которые установлены в десяти отверстиях переднего ведомого диска и прилегают к нему буртами.
Под действием усилия сжатых пружин ведущие и ведомые диски прижимаются один к другому.
Затяжка пружин должна быть такая, чтобы сила трения, возникающая между дисками, была больше усилия для проворачивания коленчатого вала мотора.
Муфта сцепления выключается путем сжатия пружин и смещения заднего ведомого диска в сторону барабана. Десять пружин сжимаются одновременно нажимным диском, который выступами входит в кольцевые канавки на гайках.
Техническое обслуживание
Всего 3 основных задачи по обслуживанию 40 модели поддержат агрегат в безупречном рабочем состоянии:
- Своевременная подтяжка болтов
- Смазка деталей, подверженных трению
- Контроль исправности соединений с резьбой
Сократить время на техобслуживание позволяет конструкция роликоподшипника (12), переднего подшипника, установленного на коленчатый вал главной муфты, а также упорных подшипников (на схеме 15 и 24). Они не требуют ухода, так как заводская смазка рассчитана на весь срок эксплуатации.
Проработав 230 часов, смажьте соприкасающиеся поверхности отводки и кронштейна через масленку, размещенную на корпусе слева
Добавляйте смазку в подшипник, расположенный в механизме отводки
Используйте солидол, наносить который удобно через штоковый шприц
Обратите внимание, что в смазке также не нуждаются капроновые втулки, на которых установлены педали управления и валики вилок.
Двигатель не запускается: ищем причину
Если возникли сложности с пуском мотора, причины могут быть следующими:
- Загрязнение топливопровода. Необходимо промыть и продуть все патрубки. Для особо тяжелых случаев понадобится компрессор.
- Завоздушивание. В данном случае необходимо избавиться от воздуха в топливной системе. Как правило, для этого достаточно заполнить бак горючим.
- Загрязнение очистительных устройств. При засорении фильтра производится промывка или замена изделий, в зависимости от того, насколько критична проблема.
- Некачественный распыл дизтоплива форсунками. Возможно, устройства также засорены и требуют очистки. При критическом износе производится замена форсунок.
При внезапной остановке агрегата рекомендуем обратить внимание на наличие масла в поддоне мотора. Если обнаружена лишняя смазка, следует удалить воздушную пробку и залить топливо в трактор. Как правило, проблема выдавливания масла обусловлена завоздушиванием. Также произвольная остановка ДВС может возникнуть из-за загрязнения топливопровода или топливных фильтров. Патрубки и очистительные устройства прочищаются. Если трубы повреждены, их необходимо менять.
Диагностика деталей механизма
Для проведения диагностики состояния муфты нужно получить доступ к узлу. Для этого отсоединяют двигатель от трансмиссии и производят раскатку трактора. Затем производят первичный осмотр узла. После отворачивают шесть гаек крепления корзины к маховику и демонтируют узел в сборе для полного осмотра.
Состояние выжимного подшипника
Подшипник меняют: большая выработка контактной поверхности, шумит при вращении и имеет люфт в обоймах, подшипник заклинен.
Практики рекомендуют, кроме оригинального подшипника трактора МТЗ 80, можно устанавливать выжимной Камаза 5320, который хорошо себя зарекомендовал в работе механизма сцепления трактора.
При выработке на контактных местах привода подшипника и вилки, детали можно реставрировать методом наварки метала, с последующей обработкой до соответствующего размера.
Состояние и степень выработки рабочих поверхностей лапок и их целостность
При выработке рабочих поверхностей лапок больше 2,5 мм производят замену или осуществляют наварку с последующей обработкой.
При установке новых лапок нужно обратить внимание на контактную плоскость рычагов с выжимным подшипником. Часто отливки рычагов имеют неидентичные контуры и контактная поверхность, при прикладывании к подшипнику выступает за рабочую поверхность, захватывая обойму детали. В таком случае выступающую часть стачивают. Также нужно обращать внимание при замене лапок на степень твёрдости метала. Одной из причин быстрого стирания лапок после ремонта есть несоответствие материала изготовления или отсутствие закалки рабочих поверхностей детали.
Состояние пружин лапок
При выявлении сломанных пружин производят замену всех трёх пружин.
Состояние шлицов ступицы корзины
При достаточном износе шлицов или появившемся люфте ступицы – производят замену корзины.
Состояние фрикционного диска
При выявлении трещин, неравномерного износа, задирав накладок, износе шлицов ступицы и люфте, выпадении демпферных пружин, а также достаточном износе накладок — во всех случаях производят замену диска.
Состояние рабочей плоскости нажимного диска корзины и отверстий крепления лапок
При неравномерном износе нажимного диска допускается выравнивание путём фрезерования и шлифовки, учитывая допуск толщины диска не меньше 21 мм. Если отверстия крепления выжимных рычагов разбиты под эллипс, а также при выявлении трещин – диск заменяют на новый.
Состояние контактной плоскости маховика
При выявлении допустимой эллипсности поверхности маховика производят выравнивание фрезерованием и шлифовкой. При большом износе поверхности производят замену.
После проведённой дефектации деталей исходя из состояния принимают решение: проделать текущий ремонт узла с заменой изношенных деталей либо заменить узел в сборе.
Нередко бывают случаи, при которых механизмы испытывают чрезмерные нагрузки. Так что же происходит в таких ситуациях в самом карбюраторе?
Первым принимает удар пусковой двигатель. В нем открывается дроссельная заслонка, степень разряженности увеличивается во всех отсеках, горючее поступает в смесительную камеру. Так как нужно выполнить сложную работу, в камеру горения поступает больше топлива чем обычно. Разряжаться жидкость начинает уже у самих отверстий для холостого хода, в момент открытия заслонки.
Со временем уменьшаются объемы топлива, находящегося в полости бака, снижается над диафрагменное давление. А давление под диафрагмой претерпевает лишь незначительные изменения.
Возникает разница давлений, диафрагма задевает рычаг, открывается клапан. Верхняя камера заполняется новой партией топлива. Когда в баке становится недостаточно места, давление в обеих частях нормализуется и отверстие снова закрывается. Этот цикл может повторяться бесконечно.
Технические характеристики трактора Т-170
Гусеничный трактор Т 170 принадлежит к десятому тяговому классу. Машина демонстрирует мощность и уверенную проходимость на сложном грунте. Предназначен бульдозер для работы в любых климатических условиях.
Тракторный двигатель и трансмиссия
В первые два года выпуска на машину устанавливали только 14 литровый мотор в 160 лошадиных сил. Четырехтактный дизельный двигатель оснащался турбонаддувом. Отвод тепла выполняла охлаждающая жидкость с принудительной циркуляцией при помощи насосной перекачки. Запуск трактора осуществлялся электрическим стартером и вспомогательным пусковым устройством – пусковым двигателем ПД-23У.
Стоит отметить! Для работы в условиях Крайнего Севера трактор оснащался специальным предпусковым подогревателем и зимним пакетом, в который входило специальное остекление кабины.
Развитие промышленности требовало более мощной техники, поэтому для трактора 170 на ЧТЗ разработали новый силовой агрегат мощностью 180 л.с.
Топливный бак бульдозера рассчитан на 300 литров дизельного топлива. При необходимости, трактор можно было переоборудовать под другие типы горючего – газовый конденсат, керосин.
Для поддержания напряжения генератора в допустимых пределах на Т170 установлен реле-регулятор, который в автоматическом режиме стабилизирует измененные параметры.
Трансмиссия трактора – механическая многоступенчатая. Она имеет 8 передних и 4 скорости заднего хода. Болотоходы оснащались соответственно шестью и тремя передачами.
КПП располагается в отдельном закрытом отсеке. Коробка передач трактора 170 насчитывает четыре вала. Переключение происходит шестернями непрерывного зацепления.
Для обеспечения необходимой скорости и высокой проходимости при больших нагрузках, в 2000-х годах Т-170 стали комплектовать шестискоростной гидромеханической коробкой передач с простой схемой переключения.
Ходовая часть
Рационально распределять вес машины при работе с бульдозерным оборудованием помогает полужесткая подвеска с балансирной балкой. Движитель монтируется на трех точках. Сварные гусеничные тележки, рамы которых выполнены из труб с прямоугольным сечением, имеют по 5 опорных и по 2 поддерживающих катка.
Обратите внимание! Болотоходные трактора комплектуются семикатковыми тележками и более широкими башмаками гусеничной ленты, которые обеспечивают меньшее давление на влажный грунт.
На штампованные звенья гусеницы трактора Т170 с каждой стороны прикреплено 38 одногребневых башмаков. Высота грунтозацепов на них составляет 6,5 см. Максимальное давление на поверхность для базовой модели трактора т 170 с тяговой нагрузкой не превышает 0,08 МПа.
Управление и рулевая система
Маневрирование при движении выполняется с помощью системы рычагов управления. Смена направления осуществляется фрикционами ленточного типа путем частичной блокировки привода одной из ходовых тележек. Это обеспечивает разворот на 360 градусов практически на одном месте. Размеренность выполнения маневра полностью зависит от того, с какой степенью оператор производит блокировку рычагами управления.
Навесное оборудование бульдозера Т-170
Главным рабочим органом бульдозера Б 170 выступает передний отвал, который может быть нескольких конфигураций:
- прямой;
- сферический;
- полусферический.
Для подготовки строительных площадок обычно применяли прямой неповоротный отвал, который эффективно работает с грунтами средней и высокой плотности. Им засыпают канавы, заполняют песком котлованы и выполняют планировочные работы, например, при дорожном строительстве. Для большей эффективности применяют поворотное навесное оборудование.
Полусферический отвал считается универсальным оборудованием для бульдозера. Он дополнительно укомплектован козырьком и боковыми щеками – это позволяет перемещать большой объем грунта. Используется также для разработки известняковых залежей, щебенки и твердой глины.
Сферический отвал характеризуется высокой накопительной способностью. Применяется для перемещения крупных масс грунта, щебня и других сыпучих материалов на большие расстояния. Эффективен при уборке снега. Боковые секции закруглены, поэтому потери при транспортировке сведены к минимуму.
К нижней части «лопаты» крепятся съёмные ножи, которые защищают кромку отвала от повреждений и износа. Они являются составными – два боковых и центральная часть, которая, в свою очередь, состоит обычно из двух-трёх элементов.
В зависимости от задач, на трактор Т 170 можно установить различное навесное оборудование. Наиболее востребованными являются задние рыхлители – однозубые и трёхзубые, установки для укладки трубопровода, а также задние прицепные устройства и лебёдки.
Передний отвал, как и многое навесное оборудование, использует гидравлическую систему бульдозера Т 170. Перекачку масла осуществляет раздельная система шестеренных насосов, которая имеет несколько обособленных узлов. Очистка гидравлической жидкости происходит через фильтр – напор потока при этом остается неизменным.
Гидравлическая система гусеничного трактора Т 170 состояла из:
- двух гидробаков;
- насоса шестерёнчатого НШ 100;
- гидрораспределитель Р 160;
- гидроцилиндров;
- система гидроприводов.
Дополнительная информация! Чтобы защитить систему от избыточного давления, распределитель оборудован предохранительным клапаном.
Габаритные размеры
Все модификации разрабатывались с обязательной возможностью транспортировки техники по железной дороге и автомобильным транспортом. Поэтому ширина бульдозера Т 170 со стандартными гусеницами составляла 2 480мм, что вписывается в габаритные размеры по требованиям ПДД.
Сколько весит снаряжённый бульдозер, зависело от навесного оборудование. Масса базового трактора Т 170 составляет 16 тонн.