Регулировки кастора
Регулировки кастора
Развал — наклон плоскости колеса к перпендикуляру, восстановленному к плоскости дороги. Если верхняя часть колеса наклонена наружу автомобиля, то угол развала положительный, а если внутрь — то отрицательный.
Схождение — угол между продольной осью автомобиля и плоскостью, проходящей через центр шины управляемого колеса. Схождение считается положительным, если плоскости вращения колес пересекаются перед автомобилем, и отрицательным, если они, наоборот, пересекаются где-то сзади.
Ниже приведены эксперимены, позволяющие уяснить, как влияют регулировки колес на поведение автомобиля.
Для тестов выбран «Самара» ВАЗ-2114 — большинство современных иномарок не обременяет владельца диапазоном и выбором регулировок. Там все параметры заложены заводом-изготовителем и повлиять на них без конструктивных переделок достаточно сложно.
У нового автомобиля — неожиданно легкий руль и невнятное поведение на дороге. Углы схода-развала находятся в поле допуска, за исключением продольного угла наклона оси поворота левого колеса (кастера). Применительно к передней подвеске отечественного переднеприводного автомобиля установка углов всегда начинается с регулировки кастера. Именно этот параметр, с одной стороны, служит определяющим для остальных, а с другой — в меньшей степени сказывается на износе шин и прочих нюансах, связанных с качением автомобиля. Более того, данная операция наиболее трудоемка — думается, именно поэтому о ней «забывают» на заводе. Только потом, разобравшись с продольными углами, грамотный мастер начинает регулировать развал, а затем и схождение колес.
Когда стоит делать сход-развал?
Произвести сход-развал Тойота Ленд Крузер 200 нужно в следующих случаях:
- появились проблемы с управлением;
- машина стала непослушной на дороге;
- изменилась плавность хода;
- отмечаются сложности в маневрировании;
- ускоряется износ покрышек;
- появилась неравномерность истирания с какой-либо из сторон;
- при движении в прямом направлении стало заметно, что руль изменил свое положение;
- в процессе торможения кузов уходит в сторону;
- после произведенного ремонта ходовой части машины – обязательная проверка;
- машина плохо держит дорогу.
Потребуется сделать диагностику, если:
- руль стал проворачиваться с трудом в связи с тугим вращением;
- обкатывается новый автомобиль;
- произведена покупка подержанной машины;
- отмечается разница в радиусах поворота влево или вправо.
Обратиться к профессионалам рекомендуется, когда самовозврат руля при выходе из поворота перестал воспроизводится, появилось тугость в прокручивании. Или мягкость хода рулевого управления не соответствует заявленным техническим характеристикам.
Процесс регулировки не занимает много времени – проводится за 40-60 минут.
Чтобы сделать ремонт и диагностику требуется наличие специальной аппаратуры. Сам водитель сделать процедуру на «глазок» не сможет – углы наклона незаметны. Знания параметров кренов колесных креплений к ходовой системе ускорит проведение работ.
Даже у одного производителя автомобилей характеристики зависят от:
- марки автомобиля;
- его модель;
- года выпуска.
В современности приборы с объемной технологией 3D позволяют получить информацию с точностью до 99%.
Регулировка угла схождения колес
Наиболее удобный инструмент для регулировки угла схождения колес – телескопическая линейка со шкалой. Требования к положению автомобиля те же: яма, ровная поверхность, направление прямолинейного движения.
Перед началом регулировки мелом на внутренней стороне покрышки нанести метки, вплотную к дискам. В линейке создается предварительный натяг, затем она устанавливается концами в намеченные мелом точки. Совмещаем «ноль» с неподвижным указателем и фиксируем шкалу.
Линейка не должна касаться частей кузова или подвески. Чуть прокатить авто вперед, чтобы линейка сместилась назад, но не касалась кузова и подвески.
Проверьте показания линейки теперь. Если расстояние между колесами стало меньше – рулевые тяги нужно укорачивать, если больше — удлинять. Регулировка длины тяг производится при помощи муфты.
Надеемся, что мануал о том, как сделать развал-схождение колес своими руками + видео, помогут вам. После прибытия на «большую» землю для успокоения своей души заедьте в автосервис и проведите контроль параметров на оборудовании для развал схождения колес.
Несмотря на то что нарушение развала-схождения — это серьёзная неполадка, избавиться от неё можно своими силами.
Диагностика
Для проведения диагностики вам понадобятся самые простые инструменты для измерения:
- маркер;
- отвес;
- штангенциркуль или гибкая строительная рулетка.
Чтобы замерить положение и угол наклона шин, освободите автомобиль от лишних объектов и поставьте его в оборудованный гараж:
Материалы для работы
Чтобы провести отладку, вам понадобятся устройства, которые есть в любом автомобильном гараже:
- домкрат;
- ключи колёсные, накидные, рожковые.
Важно! В обязательном порядке проверьте рулевое управление перед отладкой. Если рулевая система не в порядке, проводить отладку будет бессмысленно.
Пошаговая инструкция
Ничего сложного в процессе отладки нет. Если вы имеете все необходимые инструменты и достаточное количество времени, результат будет положительным. Отладку начинайте сразу после диагностики, чтобы вам не пришлось балансировать автомобиль и заводить его на осмотр дважды.
Для тех, кого интересует, как сделать отладку угла развала, существует следующая очерёдность действий:
Чтобы привести в норму схождение, используйте ключи на 27 и на 24:
Возможные нюансы
Следующие тонкости настройки и эксплуатации автомобиля после отладки помогут вам избежать проблем с автомобилем:
Видео: развал-схождение своими руками
Регулировка развала-схождения колёс — это важная, но несложная процедура, которую можно провести в условиях домашнего гаража.
Знаете ли вы? В начале 80-х годов прошлого века оптические измерители развала-схождения начали подключать к компьютерам для оцифровки полученных данных. Современные 3D-измерители были введены в эксплуатацию ещё через 10 лет — в начале 90-х.
Регулируйте эти параметры после каждого ремонтного обслуживания вашего автомобиля, а также при малейших подозрениях на неполадки. Придерживайтесь принципов диагностики и отладки развала-схождения, и ваш автомобиль будет в безупречном состоянии длительное время.
Как подготовить автомобиль к регулировке развала схождения?
Для того, чтобы быть уверенным в эффективности регулировочных работ, недостаточно полагаться только на персонал автосервиса – часть подготовительных работ зависит напрямую от владельца автомобиля. Соблюдение нескольких простых рекомендаций позволит качественно произвести регулировку развала схождения.
Обязательно проверьте давление в шинах! При проведении работ все шины автомобиля должны быть накачаны в соответствие с рекомендациями автопроизводителя. Проверьте давление шин автомобильным манометром и, если необходимо, подкачайте их.
Избегайте излишней загрузки автомобиля! Регулировать развал схождения нужно под собственным весом автомобиля. Если присутствует тяжёлый лишний груз – освободите от него багажник автомобиля.
Проводите работы только на исправной подвеске! Вы должны быть точно уверены в том, что ходовая часть и элементы подвески автомобиля находятся в исправном состоянии. Если это не так, то эффект от регулировки развала схождения будет кратковременным или его не будет вовсе.
Focus 2009
В этом отчете мы регулируем сход-развал на Форд Фокусе 2009 года выпуска. Автомобиль очень популярный, распространенный и часто имеет проблемы с задним развалом по причине того, что производитель оказался весьма жадным, чтобы сделать его регулируемым.
В данном случае нет никаких жалоб на кривой руль или увод автомобиля — сход-развал выполняется только с целью профилактики.
Выставляем удобную для регулировки высоту на подъемнике, проверяем подвеску, выравниваем давление в шинах в соответствии с требованием производителя, одеваем захваты на колеса.
Выбираем нужную модель в базе стенда сход-развала и приступаем к измерению. Первый этап — компенсация биения колесных дисков (в нашем случае делается методом прокатки). Следует учесть, что если у автомобиля есть регулировки сзади, «прокатывать» его за одно колесо крайне нежелательно.
Получаем наглядное отображение углов развала-схождения. Несмотря на то, что на первый взгляд в глаза бросается только нарушение переднего и заднего схождения по правой стороне, однако если обратить внимание на правый кастор и задний развал — можно сделать вывод, что автомобиль как минимум попадал в крупные ямы правой стороной.
Перейдем непосредственно к регулировке. И начнем мы…. с заднего развала который не регулируется. Обратите внимание на верхний рычаг-полумесяц — идеальный вариант для регулировки развала. Однако для этого необходимо приобрести специальный комплект рычагов с регулировками или модифицировать его самостоятельно (некоторые режут нижний рычаг и вваривают регулировку в него). Мы готовы решать подобные задачи, однако следует учесть, что это больше творческая работа и для этого необходимо оставлять машину.
Регулировка заднего схождения (1) расположена очень удобно и тут обычно не бывает никаких проблем.
Регулировка переднего схождения (1) происходит по обычной схеме, путем вкручивания (или выкручивания) тяги в наконечник с последующей фиксацией с помощью контргайки. Передней развал не регулируется.
Производим повторное измерение. Спереди все более-менее нормально. Да, есть отклонение в 20′ между левым и правым кастором, однако ничего страшного в этом нет. Что касается задней оси, то тут, как уже было сказано ранее есть проблемы с развалом (особенно правым). Через какое-то время владельцу придется столкнуться с необходимостью их решения.
Более наглядное отображение углов сход-развала после регулировки. В целом — хороший результат. Бывает хуже.
Углы Аккермана
Как известно из уроков физики, в повороте колеса одной оси проходят разный по длине путь. Для того, чтобы исключить скольжение, устанавливается увеличенный угол поворота для внутреннего. Достигается это при помощи установки рулевых сошек под углом к рулевой рейке.
Во время заноса передние колеса повернуты не в сторону поворота, поэтому требуется серьезная перенастройка угла Аккермана для дрифта. Стандартное положительное значение будет тормозить переднюю ось, увеличивать износ покрышек. Чтобы убрать негативный эффект выставляется нулевое значение, при котором сошки располагаются параллельно рейке.
Оптимальной настройкой углов Аккерман является отрицательное. Повороты проходятся по обратной дуге, поэтому важно, чтобы колеса оказывали минимум сопротивления для сохранения скорости. Отрицательный показатель позволяет проходить внешнему колесу меньший путь, чем внутреннему, что и требуется, учитывая, что колеса обращены в противоположную сторону от поворота. Однако подобрать числовое значение затруднительно, потому что оно требует точных измерений угла вхождения в занос, что предсказать проблематично. Поэтому профессионалы используют малые отрицательные значения, регулируя их в зависимости от трассы.