Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
Ремонт и техобслуживание автомобиля с ГБО, возможные неисправности газобаллонного оборудования на автомобиле и способы их устранения.
Ремонт и техническое обслуживание автомобиля с ГБО имеет свои особенности. Так, в случае необходимости применения теплового воздействия на автомобиль, его узлы и агрегаты, даже не относящиеся к самому газовому оборудованию, например, применение открытого огня в виде сварки, паяльной лампы, нагрева в сушильной камере при окраске и т. д., следует.
1. Слить или выпустить из баллонов газ.
2. Выработать на заведенном двигателе остатки газа, находящегося в газовой аппаратуре.
3. Продуть баллоны нейтральным газом (например, азотом, углекислотой).
4. Закрыть все краны.
5. После окончания всех видов ремонта произвести полную проверку газовой аппаратуры.
В случае ремонта электрооборудования автомобиля с ГБО следует.
1. Закрыть все краны на баллоне.
2. Выработать на заведенном двигателе остатки газового топлива.
3. Открыть капот и крышку багажника и проветрить до исчезновения запаха газа.
В остальном ремонт автомобиля с ГБО производится общим порядком, как на стандартном автомобиле. Диагностика и устранение неисправностей газобаллонного оборудования, его регулировка, техническое обслуживание и ремонт ГБО, особенно включающего в себя элементы электроники, следует производить в специализированных центрах, имеющих специальное оборудование для их настройки. Возможные симптомы, причины и способы устранения неисправностей автомобилей с ГБО приведены ниже.
Возможные неисправности на автомобиле с ГБО и методы их устранения.
Двигатель не запускается или глохнет при движении.
— Закрыт расходный вентиль на мультиклапане.
— Прекратилась подача газа в смеситель.
При температуре окружающей среды ниже плюс 5 градусов надо запускать двигатель автомобиля с ГБО на бензине и только после его прогрева до плюс 14 градусов переходить на газ. Двигатель с впрыском газа прогревается на бензине, и как только запрограммированная температура будет достигнута, ЭБУ самостоятельно переводит двигатель на питание газом.
— В системе подогрева редуктора-испарителя образовалась воздушная пробка, из-за снижения уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя.
Чтобы избежать такой неисправности, надо следить за уровнем охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя, не допуская ее снижения.
— Не открывается электромагнитный клапан газового фильтра или пусковой электромагнитный запорный клапан редуктора-испарителя.
Проверить открытие клапанов по характерному щелчку при включений зажигания. При отсутствии щелчка проверить и восстановить контакт проводов на клеммах клапанов. Неисправные клапаны снять, отремонтировать или заменить.
Появление запаха газа в салоне, багажном отделении или подкапотном пространстве автомобиля с ГБО.
— Нарушилась герметичность газовой системы в местах соединения газопроводов, клапана второй ступени редуктора-испарителя или блока арматуры.
Значительные утечки газа обнаруживаются визуально (по обмерзшим местам), незначительные — после нанесения мыльной эмульсии (по пузырькам газа). Включить зажигание. Внимательно осмотреть трубопроводы и приборы газовой системы питания. Выключить зажигание. Закрыть расходный вентиль баллона и подтянуть накидные гайки газовой магистрали.
Если невозможно устранить утечку подтяжкой, заменить ниппель (конусную муфту). Выпустить паровую фазу газа из баллона, соблюдая меры предосторожности. Снять и отремонтировать блок арматуры или заменить его. Уплотнитель блока арматуры перевернуть нерабочей стороной или заменить. При утечке газа через штуцеры вентилей посадить их на свинцовый сурик.
Повышенный расход топлива при работе двигателя на бензине после выработки газа.
— Увеличение сопротивления подаче воздуха через смеситель из-за несоответствия типа смесителя рабочему объему двигателя.
При работе двигателя на газе наблюдается расход бензина.
— Нарушение герметичности электромагнитного бензинового клапана.
Устранить неисправность бензинового клапана или заменить его.
Ухудшение работы двигателя автомобиля с ГБО после пробега около 50 000 километров.
— Износ резинотехнических деталей редуктора-испарителя.
Разобрать редуктор-испаритель, удалить смолистые отложения, отремонтировать или заменить вышедшие из строя детали.
Провалы в работе двигателя при резком открытии дроссельных заслонок.
— Уменьшение проходного сечения в канале дозатора (бедная горючая смесь).
Отрегулировать дозатор на всех режимах работы двигателя.
Снижение мощности двигателя, пониженная максимальная скорость автомобиля с ГБО и рывки при его движений.
— Засорение фильтра электромагнитного газового клапана.
Снять фильтрующий элемент, промыть в растворителе и продуть сжатым воздухом.
— Расходный вентиль на баллоне полностью не открыт.
Открыть вентиль для нормального поступления газа в редуктор.
— Диафрагмы редуктора повреждены или потеряли эластичность.
Частично или полностью разобрать редуктор. Если невозможно исправить поврежденные диафрагмы, заменить их.
Затрудненный пуск прогретого двигателя автомобиля с ГБО или его неустойчивая работа в режиме холостого хода.
— Самопроизвольное изменение положения регулировочного винта холостого хода на редукторе-испарителе.
Отрегулировать винтом-регулятором на редукторе (давление второй ступени) холостой ход.
— Давление во второй ступени редуктора-испарителя значительно выше или ниже нормы.
Повернуть регулировочный винт второй ступени редуктора-испарителя против часовой стрелки для увеличения подачи газа и следовательно частоты вращения коленчатого вала двигателя. И наоборот, по часовой стрелке — для уменьшения подачи газа.
— Пропуск газа через клапан второй ступени редуктора-испарителя или засорение клапана.
Очистить или заменить клапан. Отрегулировать регулировочным винтом холостого хода давление второй ступени редуктора-испарителя.
Повышенный расход газа. Затрудненный пуск двигателя автомобиля с ГБО. Неустойчивая работа в режиме холостого хода.
— Недостаточно разрежение в вакуумном разгрузочном устройстве редуктора-испарителя. Негерметичен вакуумный шланг.
Восстановить герметичность присоединения вакуумного шланга или заменить его. Отсоединить от впускного коллектора двигателя вакуумный шланг и засосать через него воздух. Если разрежение не ощущается, снять крышку второй ступени редуктора и разгрузочное устройство. Восстановить герметичность диафрагмы приклеиванием куска капроновой ткани или заменить ее.
— Засорение воздушного фильтра.
Проверить и заменить фильтр.
На бензине двигатель автомобиля с ГБО работает нормально, но при переключении на газ глохнет.
— Неполное открытие расходного вентиля на баллоне.
— Засорение фильтров электромагнитного газового клапана и пускового штуцера редуктора-испарителя.
Очистить фильтры от смолистых отложений и промыть их растворителем.
— Неисправен электронный блок управления.
Проверить или заменить блок управления.
— Засорение магистрального газопровода.
Закрыть расходный вентиль на газовом баллоне, отсоединить газопровод от блока арматуры и газового электромагнитнргр клапана и продуть газопровод сжатым воздухом. В случае сильного засорения прочистить газопровод проволокой.
Поступление газа в смеситель при включении зажигания.
— Неисправен электронный блок управления или электромагнитный газовый клапан.
— Нарушена герметичность клапана второй ступени редуктора-испарителя.
Восстановить герметичность клапана подрезкой и шлифовкой торца седла клапана или заменить его резиновый уплотнитель.
При полностью исправной системе питания автомобилей ВАЗ и ГАЗ с двигателем ЗМЗ-402, двигатели глохнут во время движения автомобиля при переключении рычага управления коробкой передач в нейтральное положение.
— Прямой (инерционный) наддув воздуха в воздушный фильтр.
На автомобилях ВАЗ — переключить регулятор температуры подаваемого в воздушный фильтр воздуха в зимнее положение или переставить патрубок при отсутствии регулятора. На автомобилях ГАЗ — корпус воздушного фильтра развернуть на 30 градусов влево.
По материалам книги «Автомобильные газовые топливные системы».
Владимир Золотницкий.
Принцип работы второго поколения на карбюраторном двигателе
Газ находится в газовом баллоне, оснащенном мультиклапаном. Через мультиклапан по магистральному трубопроводу газ проходит к запорному электромагнитному клапану. Зачастую в этом клапане установлен газовый фильтр. Поэтому на данной стадии газ проходит очистку от примесей и мусора.
Далее за клапаном следует редуктор-испаритель, подключенный к системе охлаждения двигателя. В испарителе газ из жидкой фазы переходит в парообразную за счет высокой температуры охлаждающей жидкости. В такой форме газ уже можно подавать в двигатель для смешивания с воздухом.
Далее пропан попадает в смеситель, в котором газ смешивается с воздухом, образуя газовоздушную смесь. Перед смесителем на рукаве устанавливается регистр мощности. Данным регистром регулируется кол-во газа, подаваемого в двигатель в режимах повышенной нагрузки.
При работе на газу подача бензина пресекается электромагнитным клапаном, который устанавливается на топливную магистраль.
Важно. Чтобы обезопасить бензонасос от преждевременного выхода из строя, отсекающий клапан бензина нужно устанавливать между карбюратором и бензонасосом, чтобы последний всегда был наполнен бензином для смазки и охлаждения.
Всей этой системой управляет электрический переключатель гбо. При выключенном зажигании переключатель вида топлива обесточен и оба вида топлива перекрыты.
Режим газа. При включении зажигания, питание подается на переключатель, который на некоторое время (задается потенциометром) открывает подачу газа. Нужно это для улучшения запуска. При старте на катушке зажигания появляются импульсы. По импульсному проводу переключатель видит эти сигналы, это знак открыть газовый клапан. Подача газа не будет прекращена пока на импульсном проводе будет сигналы от катушки зажигания.
Режим бензина. В бензиновом режиме подача газа отключена, а на бензоклапан подается питание тем самым открывая подачу топлива в дв-ль.
Режим перехода. В данном режиме подача одного и второго топлива отключена.
Как избежать проблем
Чтобы не было поломок автомобиля, необходимо соблюдать правила монтажа и эксплуатации ГБО 4 поколения. А при появлении неисправности проверить все возможные причины.
Способы предупреждения поломки:
- Обеспечить прогрев редуктора до рабочей температуры.
- Очищать форсунки от нагара, менять фильтры в период ТО.
- Заправку производить качественным топливом.
- Поддерживать исправность деталей редуктора.
- Настраивать холостой ход, сбрасывать высокое давление.
Более серьезные проблемы лучше решать в оборудованном для ремонта ГБО автосервисе.
Плюсы и минусы
Главным преимуществом метана или пропана на дизеле можно назвать снижение затрат на топливо. Экономия может составить от 10% до 25%. Максимальная эффективность ощущается при движении на средней скорости по загородным дорогам.
Среди недостатков можно отметить долгую окупаемость при городской эксплуатации или при малых пробегах, стоимость переоборудования, а также наличие дополнительных узлов, которые могут выйти из строя.
Диагностика газовых форсунок
Перебои в работе двигателя, причиной которых стало засорение форсунок, начинаются с затрудненного «холодного» пуска. Авто «отказывается» нормально переключаться на газ пока коллектор не прогреется до 80–90 о С, даже прогревшись, цилиндр не работает, а мотор троит. Уже на этой стадии – забитые форсунки надо снимать, разбирать для чистки и калибровки. После установки, каждую форсунку заново регулируют. Если предел регулировок достигнут, а авто и дальше троит на газу – устанавливают новое оборудование.
Из баллона по трубкам высокого давления газ поступает в редуктор-испаритель (4), где давление понижается до 1 атмосферы. В газовом фильтре (5) пропан-бутан очищается от взвешенных частиц. Для метана фильтр не используется. Метан сразу подается в камеру сгорания двигателя, через газовые инжекторы (6). К каждому цилиндру двигателя газ подается через отдельную форсунку. Таким образом, на четырехцилиндровый мотор устанавливаются газовые инжекторы с четырьмя форсунками. Производительность газовых инжекторов изменяется вворачиванием в выходные сопла ввертышей с различным проходным сечением, обеспечивая безупречную работу системы, как на малолитражках, так и на объемных двигателях.
Вся система контролируется блоком управления (7). В ГБО 4-го поколения используется электронный блок управления (ЭБУ), который считывает сигнал времени открытия бензиновых форсунок от блока управления бензиновой системой и определяет оптимальное время открытия форсунок газовых инжекторов. Блок управления ГБО позволяет переключать сигнал с бензиновых на газовые инжекторы, блокируя подачу бензина. В салоне автомобиля устанавливается сенсорная кнопка-переключатель режимов газ и бензин. В любое время, как на ходу, так и на холостых оборотах, вы можете переключиться с бензина на газ и обратно.
Комплекты ГБО 4-го поколения комплектуются дополнительным датчиком (8). Датчик давления и разряжения (8) измеряет разницу между разряжением во впускном коллекторе и давлением газа в рампе инжекторов. Другое распространенное название этого датчика — МАП-сенсор.
Безопасная эксплуатация ГБО
Водителю машины не нужно забывать, что ему приходиться каждый день имеет дело с опасным веществом небрежное отношение, к которому может привести к плачевным последствиям.
Грамотная и безопасная эксплуатация установки заключается в следующем:
- Не реже одного раза в месяц проверять надёжность фиксации баллона;
- При появлении сильного запаха газа в салоне прекратить использование машины до устранения утечки;
- Если обнаружена утечка газа, нужно незамедлительно перекрыть вентиль подачи и прекратить использование транспортного средства;
- Запрещено самостоятельно предпринимать ремонтные работы при утечке газа или для локализации места утечки использовать зажигалку или спички;
- При столкновении в ДТП необходимо перекрыть подачу газа во избежание воспламенения машины;
- Если предстоит длительная стоянка машины необходимо перекрыть расходный вентиль и полностью выработать газ в системе;
- При работе системы подачи газа расходный вентиль нужно открывать полностью, так как это снизит вероятность торможения газа при движении.