Регулировка пятака корзины сцепления камаз
Регулировка пятака корзины сцепления камаз
Отечественные автомобилисты в большинстве осуществляют ремонт своих транспортных средств самостоятельно. Поэтому данный материал будет полезен для тех, кто проводит техобслуживание автомобиля своими руками. Сейчас мы расскажем вам о том, как производится регулировка лапок корзины сцепления Камаз и что для этого нужно.
Снятие маховика с двигателя ЯМЗ-5340 и ЯМЗ-536
Снятие маховика — не самый сложный процесс, но требует внимания и четкого выполнения последовательности действий. Для работы подготовьте: специальный ключ для монтажа/демонтажа маховика (а), специальную направляющую оправку для съема маховика (б) и резьбовые оправки. Обратите внимание, что для снятия маховика также потребуется кран-балка и подвеска.
1. Прежде всего нужно зафиксировать коленчатый вал от проворота. Для этого с помощью направляющих установите оправку стопор (1) в отверстия маховика и вверните 2 болта М12×1,5 в отверстия оправки и картера маховика. При необходимости коленчатый вал нужно повернуть.
2. Отверните 10 болтов (2) М14×1,5 крепления маховика и снимите пластину болтов (3) (5340.1005128) маховика специальным ключом.
3. Отверните болты крепления оправки-стопора (1) и снимите её.
4. Через отверстие маховика вверните направляющую оправку (4) с заходной резьбой 14 и 14,8 мм в верхнее резьбовое отверстие торца хвостовика коленчатого вала.
5. Вверните резьбовые оправки (5) для снятия в отверстия маховика.
6. С их помощью продвиньте маховик на направляющую оправку (4).
7. Снимите маховик (6) (5340.1005115) в сборе с подшипником с помощью кран-балки и подвески.
8. В завершение работ выверните оправки (4), (5).
Регулировка рычагов оттяжных нажимного диска
Регулировку лапок корзины осуществляют после ремонта или замены рассмотренных нами выше элементов сцепления. От правильно выставленных рычагов зависит надежная и долгосрочная работа сцепления. Основная задача добиться нахождения рабочей поверхности рычагов на определённом расстоянии от нажимного диска и обязательно в одной плоскости, чтобы избежать перекоса.
Для регулировки потребуется вспомогательный маховик, который можно приобрести на разборке.
Не снимая собранного нажимного диска сцепления (корзины) со вспомогательного маховика (используемого как приспособление), надо произвести регулировку положения рычагов относительно рабочей поверхности нажимного диска.
Вращая регулировочные гайки ключом, установить все рычаги в такое положение, чтобы расстояние от рабочей поверхности нажимного диска до вершин сферических выступов на внутренних концах рычагов было в пределах 39,7—40,7 мм. При этом концы рычагов должны лежать в одной плоскости, параллельной рабочей поверхности нажимного диска с точностью 0,5 мм, не более.
Закончив регулировку сцепления, надо затянуть болты крепления опорных пластин (момент затяжки 1,0—1,5 кГм). Затем зашплинтовать болты (восьмеркой) мягкой отожженной стальной проволокой диаметром 1 мм.
Закернить в одной точке резьбовое соединение регулировочной гайки с резьбовым концом вилки.
Отвернуть болты крепления кожуха к вспомогательному маховику и снять нажимный диск в сборе с кожухом. При этом все болты отвертывать постепенно и последовательно во избежание деформации кожуха сцепления.
Установка и балансировка
Чтобы в следующий раз открутить болт без усилителя и экстрактора необходимо при сборке использовать динамометрический ключ и рекомендации производителя. В мануалах для каждой модели авто имеется подробная информация по схеме и усилию затяжки. Производители рекомендуют применять анаэробный фиксатор резьбы, в котором смачивается вся часть болта, вкручиваемая в тело коленвала.
Расчет усилия затяжки
В официальном мануале для транспортного средства рекомендуется, чтобы пользователь поменял болты при каждом снятии маховика на новый комплект. Приводятся усилия и схема, как затянуть крепеж при сборке.
Например, для ВАЗ/Lada указано затягивание по четырехступенчатой схеме вкручивания болтов М10 х 1,25:
- По нижней схеме с усилием 62 Нм;
- затяжка до 87 Нм аналогичным образом;
- контрольный поворот головок на 90 градусов;
- фиксирующий поворот еще на 90 градусов.
При использовании динамометрического ключа со шкалой кгс х м момент затяжки составит 6,2 и 8,7 единиц, соответственно.
Однако в эту таблицу по умолчанию заложен крепеж класса прочности 12,9 единиц. На практике часто используются болты класса прочности 4,6 – 8,9, поэтому лучше использовать универсальную таблицу ГОСТ для моментов резьбовых соединений всех типоразмеров.
Для ЗАЗ СЭНС производитель рекомендует трехступенчатую схему: закручивание до 35 Нм, доворот на 30 градусов, затем еще на 15 градусов.
Регулировка биения
Маховик является массивной деталью, смещающей центр тяжести сборочной единицы коленвала, поэтому в идеале после каждого ремонта, замены оригинальным изделием, облегченным вариантом или двухмассовым маховиком необходима балансировка на стенде:
- отдельно коленчатый вал;
- в сборе с маховиком;
- затем с присоединенной корзиной сцепления.
Кроме того, проверяется зазор между посадочными поверхностями деталей сборочной единицы. При необходимости придется выкрутить болт напротив участка с зазором, протянуть крепеж до полного контакта, затем затянуть ослабленный болт заново.
Если болты открутились во время движения, скорее всего, придется заменить маховик, так как коленвал не прекратит вращения, разобьет посадочные резьбовые отверстия в маховике. Возможна деформация элементов сцепления и прочие поломки.
Проверка технического состояния нажимного 406.1601090-05 и ведомого 4063.1601130-04 дисков сцепления двигателя ЗМЗ-40911.
Нажимной 406.1601090-05 и ведомый 4063.1601130-04 диски сцепления двигателя ЗМЗ-40911 на грузопассажирских автомобилях УАЗ вагонной компоновки и автомобилей УАЗ Хантер в процессе эксплуатации не ремонтируются, а при их непригодности заменяются новыми.
Проверка технического состояния нажимного 406.1601090-05 и ведомого 4063.1601130-04 дисков сцепления двигателя ЗМЗ-40911.
Перед проведением проверки деталей сцепления необходимо проверить работу и отрегулировать привод выключения сцепления. При необходимости прокачать гидропривод сцепления. Ослабленные крепления подтянуть. Причиной неудовлетворительной работы сцепления может послужить несоосность ступицы ведомого диска и первичного вала коробки передач. Одной из причин которой может быть ослабление креплений коробки передач к блоку цилиндров двигателя ЗМЗ-40911.
Поверхность маховика при наличии на его поверхности, контактирующей с фрикционными накладками, задиров и кольцевых рисок можно исправить проточкой и шлифовкой. Величина снятого при обработке слоя металла должна быть такой, чтобы толщина маховика после обработки была не менее 48,5 мм.
Предельный размер толщины маховика.
Ведомый диск 4063.1601130-04 необходимо заменить, если на поверхности фрикционных накладок имеются следы перегрева, трещины или сильное замасливание. А также, если расстояние от поверхности накладок до головок заклепок менее 0,2 мм. При наличии мелких забоин, заусенцев и ржавчины на шлицах ступицы ведомого диска произвести зачистку данных поверхностей.
Контроль торцевого биения поверхностей фрикционных накладок ведомого диска 4063.1601130-04.
Для контроля торцевого биения поверхностей фрикционных накладок ведомый диск 4063.1601130-04 установить на шлицевой вал на переходной посадке с целью исключения влияния зазоров в шлицах. Затем вал установить в центрах приспособления и замерить биение у края диска. Величина торцевого биения не должна превышать 1,2 мм.
Контроль неплоскостности (тарельчатости) ведомого диска 4063.1601130-04.
Для контроля неплоскостности (тарельчатости) диск положить на новый маховик и щупом замерить зазор между накладками и маховиком. Контроль производить с обеих сторон диска. Наиболее полно оценить неплоскостность позволяет замер горячего диска, непосредственно после снятия с автомобиля. Если сумма отклонений торцевого биения и неплоскостности превышает величину 1,25 мм, то диск подлежит замене. Величина статического дисбаланса дисков не должна превышать 30 гсм.
Проверка технического состояния нажимного диска 406.1601090-05 сцепления двигателя ЗМЗ-40911.
При отсутствии на нажимном диске видимых повреждений:
— Надиров, кольцевых канавок, прижогов.
— Выработки более 0,3 мм на рабочей поверхности нажимного диска.
— Износов концов лепестков диафрагменной пружины более 0,3 мм.
— Наличии деформации соединительных пластин, зазоров между ними и т. д.
Необходимо проверить расположение концов лепестков диафрагменной пружины, чистоту выключения диска и усилие выключения диска. Для этого закрепить нажимной диск на рабочей поверхности нового маховика (поверхность должна быть ровной и не изношенной), поместив между ними три равномерно расположенные шайбы толщиной 8 мм.
Диск закрепить к маховику шестью болтами, затягивая болты равномерно в несколько этапов до момента затяжки 19,6-24,5 Нм (2,0-2,5 кгс·м). Это необходимо для исключения коробления кожуха и, вследствие этого, повышенного биения лепестков диафрагменной пружины.
Регулировка концов лепестков и проверка нажимного диска 406.1601090-05 сцепления двигателя ЗМЗ-40911.
Размер Б от торца маховика до концов лепестков должен быть 43,5-47,5 мм. Биение концов лепестков (отклонение от положения в одной плоскости) на диаметре 60 мм не должно превышать 0,8 мм. При необходимости подогнуть лепестки диафрагменной пружины.
Нажимая на концы лепестков, переместить их на величину 8,4-8,6 мм. При этом отход нажимного диска должен быть не менее 1,4 мм. Максимальное усилие нажатия на концы рычагов должно быть не более 2200 Н. Величина статического дисбаланса нажимных дисков не должна превышать 50 гсм.