Полезная информация
Полезная информация
Одним из основных типов сельскохозяйственного оборудования, работающего в комплексе с трактором «Беларус», является плуг. Его конструкция предельно проста, предназначение банально – увеличение темпов вспахивания. Тем не менее без него невозможна ни одна посевная кампания.
Для бесперебойного функционирования плуги необходимо правильно и своевременно обслуживать. В этом направлении надёжным партнёром выступит компания «Белагро». В её каталоге вы в широком ассортименте найдёте запчасти к плугам, используемых на МТЗ – самом популярном тракторе у российских аграриев. Звоните, и специалисты компании помогут подобрать необходимую деталь. «Белагро» работает в формате интернет-магазина, поэтому доставка осуществляется в любой город России.
Модельный ряд плугов на МТЗ-80(82), их конструктивные особенности
Детально рассмотрим момент, какие бывают плуги на МТЗ-80(82).
Разновидности плугов
Существуют следующие виды плугов, которые могут быть установлены на МТЗ:
- оборотные;
- на дисковой основе;
- лемешные;
- чизельные;
- смешанные.
Модели плугов лемех являются наиболее старыми, сейчас их практически не применяют. Плуги на дисковой основе используются для работы со сложной почвой (например, слишком сухой или наоборот, чрезмерно влажной). Оборотные и комбинированные модели плугов сейчас распространены в наибольшей степени. Они созданы для работы с любыми видами почвы. Чизельный вид считает условным видам плугов, так как он не вспахивает почву в полном объеме, а только его части.
Чизельные плуги
Ассортимент чизельных плугов достаточно обширный.
ПЧ4.5-Алмаз
Данный плуг весит 1600 кг, а если добавить к нему каток, то вес увеличивается до 2500 кг. Габариты изделия имеют следующие соотношение: 2,8/4,5/1,9 метров. Данное устройство подходит практически для любых видов сельскохозяйственной техники.
ПЧ2.5-Алмаз
Данный вид плуга немного проще чем описанный выше. Он имеет облегченный вариант рамы, поэтому весит 730 кг. Плуг имеет 11 рабочих частей.
ПЧ6-Алмаз
Этот плуг имеет достаточно прочные соединения. Он весит 5700 кг. Плуг является трехкорпусным и у него 16 рабочих деталей.
Лемешные плуги
Лемешные плуги имеют очень простую конструкцию.
ПЛН335
ПЛН335 имеет 3 корпуса и может обрабатывать почти все виды почв. Он не справляется с объектами, на которых есть камни.
ПЛН435
К данному плугу в отличие от вышеописанного можно прикрепить специальное колесо.
Регулировка плугов ПЛН-5-35 и ПЛП-6-35
Для плуга ПЛН-5-35 механизм навески трактора устанавливают по двухточечной схеме. Вилки раскосов этого механизма жестко закрепляют, вставляют пальцы в отверстия внутренних и внешних труб. Верхние концы раскосов закрепляют с правых сторон рычагов подъема. Левый раскос должен быть длиной 0,72…0,77 м. Соединяют механизм навески трактора с плугом и закрепляют кронштейны-понизители на поперечном брусе рамы плуга согласно схеме и таблице.
При пахоте рама плуга должна занимать горизонтальное положение, что достигается изменением длины правого раскоса. Равномерность глубины пахоты корпусов плуга регулируют изменением длины верхней тяги механизма навески трактора.
Для плуга ПЛП-6-35 механизм навески трактора устанавливают по двухточечной схеме со смещением вправо в соответствии с таблицей 6. Укорачивают до минимума верхнюю центральную тягу. Гидроцилиндр механизма заднего колеса соединяют маслопроводом с основным гидроцилиндром трактора, что дает возможность поднимать плуг от одного золотника распределителя. Гайку догружателя завертывают. Подвеску плуга и шток догружателя устанавливают согласно схеме (б).
Глубину пахоты переднего корпуса регулируют опорным колесом, заднего — регулировочным болтом 15 (а). Головка болта должна касаться упора. Для увеличения глубины болт 15 завертывают. Но если при этом корпуса заглубляются не на полную глубину, т. е. между головкой болта 15 и упором появляется зазор, то увеличивают длину догружателя штока.
Пальцы 18 в кронштейнах 17 (б) навески плуга устанавливают в зависимости от плотности почвы: на тяжелых почвах — в верхние отверстия, на легких — в нижние.
Как настроить плуг на минитракторе
Поскольку чаще всего двухкорпусные плуги устанавливаются на тракторы малой мощности, мы рассмотрим именно такой вариант. Чтобы было легче воспринимать информацию, весь процесс будет представлен в виде истории.
Итак, аграрий Фёдор решил показать своему товарищу, как настроить плуг. Для этого ему нужна максимально ровная поверхность. Его пустой гараж как раз идеально подходит для такой процедуры. Для начала работ он подготавливает два прочных деревянных бруска толщиной в 18 см. После этого он закрепляет плуг на тракторе и подставляет под его левые заднее и переднее колёса подготовленные бруски.
Фёдор напоминает товарищу, что привод трактора имеет важное значение. Если привод 4×4, то под передние колёса стоит положить брусок потолще (например, 20 см). Друг Фёдора вопрошает: “На кой чёрт нужен брусок 18 см, если глубину пахоту мы собираемся сделать 20? И почему именно левые колёса, почему не задние?”.
Фёдор объясняет: “При вспашке центр тяжести всегда смещается в правую сторону и давит на колесо. Левое колесо наоборот постоянно слегка зарывается в землю и пробуксовывает, ведь двигается по более мягкому грунту. Если учесть эту погрешность, получится равномерная пахота с нужной глубиной”.
Теперь, когда трактор уже стоит по правильным наклоном, Фёдор начинает настраивать плуг относительно пола в гараже. Он ставит плуг в вертикальное положение и пытается отрегулировать его так, чтобы корпус был параллелен земле. Так он понимает, как будет выглядеть вспахивание в реальных условиях.
Далее Фёдор приступает к более детальной настройке и берётся за регулировку первого корпуса плуга. Отрегулировать первый корпус плуга нужно для того, чтобы ширина обработки всегда оставалось неизменной и площадь поля использовалась максимально эффективно. Фёдор устанавливает первый корпус в такое положение, где крайняя точка лемеха отступает от внутренней стороны колеса на десятую часть от всей ширины захвата одного корпуса плуга.
Следующий этап – настройка расположения лемеха относительно земли. Фёдор ставит лемех на плоскость и регулирует его так, чтобы пятка и носок плотно лежали на поверхности. Между режущей частью лемеха и грунтом не должно быть видно даже малейшего просвета.
Полевая доска плуга наоборот не должна прилегать к грунту, иначе она износится в считанные часы, если будет идти по дну борозды. Фёдор приводит её в оптимальное положении – два сантиметра на землёй.
Как проверить качество настройки плуга
В целом плуг уже настроен, но расслабляться рано. Если остановиться на этом этапе и не проверить работоспособность установки, можно нарваться на неприятности. Нужно обязательно проверить плуг в деле и убедиться, что положение полевой доски правильно соотносится с осью трактора. Когда это положение неправильно настроено при вспашке трактор будет постоянно вести влево или вправо. Это создаст лишнюю нагрузку на машину и сильно усложнит управление. Поэтому они должны быть расположены параллельно.
Дальше осталось просто выставить с помощью регулировочного колеса глубину в нужные 20 сантиметров и можно уверенно приступать к работе.
Как настроить плуг на МТЗ
Минские тракторы, особенно старые модели, необычайно распространены на территории постсоветского пространства. По этой причине владельцы частных хозяйств разыскивают информацию по настройке плуга именно на этом тракторе. На самом деле, такая настройка ничем не будет отличаться от описанной выше.
Главное проводить все работы отталкиваясь от колёсной формулы – если полный привод, поднимать переднее колесо на пару сантиметров выше; если ведущие только два колеса, то поднимать левые колёса на равную высоту.
Окучники для мотоблока МТЗ
Окучники являются важным оборудованием для облегчения сельскохозяйственных работ. С помощью этого инструмента можно быстро и легко сделать борозды для высадки различных культур. Но в основном их применяют для окучивания картофеля.
Различают несколько видов окучников:
- Оборотного типа, состоящие из двух плугов и являющиеся самыми распространенными;
- Дискового типа – считаются самыми эффективными и делающих борозду с помощью двух вращающихся дисков.
- Активного типа – относят к особым окучникам, так как этот окучник вначале поднимает слой земли, измельчает его, а потом только отбрасывает.
От производителя
Фирменной моделью окучника, адаптированной под мотоблок Беларус является ОУ-00000-01. Достоинством модели является возможность регулировки расстояния между двумя плугами из которых он состоит. Ширина может варьироваться от 45 до 70 см. что очень удобно, когда расстояние между грядками различное. Само устройство весит 20 кг, поэтому Беларус может развивать скорость до 4 км/ч.
Аналоги окучников для мотоблока МТЗ
Если рассматривать альтернативу фирменным моделям, то стоит остановить свой выбор на продукции лидского механического завода, который выпускает плуги и окучники адаптированные для Беларуса. Называется модель ОК-2 и обладает такими же параметрами, как и фирменный окучник. Кроме веса, который составляет 12 кг. и глубины погружения, которая несколько меньше, чем у оригинала и равна 12 см.
Широкий ассортимент оборудования представляет компания «Агромоторсервис», среди которого есть и дисковые, и универсальные окучники. Потребитель может выбрать для себя оптимальный размер дисков, которые представлены в различных размерах от 18 до 36 см. в диаметре, соответственно, погружаются они только на половину диаметра и производят обработку только одного ряда.
Самодельные устройства окучников для мотоблока МТЗ
Самым легким и не трудоемким вариантом является изготовление оборотного окучника, который состоит из двух плугов. Изготовление дискового и роторного окучника потребует немало сил и терпения.
Берутся два плуга и цепляются на раму, а потом к сцепке на Беларусе. Рама изготавливается Т-образной формы из квадратной трубы.
Видео обзоры
Видео обзор работы мотоблока МТЗ 09Н с дисковым окучником
Видео посадки картофеля
Видео обзор работы с универсальным окучником для мотоблока МТЗ
Видео обзор работы с роторным плугом
Отзывы владельцев
Ниже представлены отзывы владельцев, который имели опыт работы с окучниками
Ростислав:
Если планируете купить окучник для мотоблока МТЗ, то выбирайте дисковый, несмотря на то, что он дороже. Работать с ним намного эффективнее и дорабатывать не требуется, потому что он идет ровненько и не режет клубни. Чего нельзя сказать об окучнике с плугами. Это происходит потому что рядки картофеля не всегда удается посадить ровно.
Сергей:
Для меня использование оборотного окучника для мотоблока МТЗ стало решением проблем с пахотой и прокладкой борозды под картошку. Настроить получается быстро, а использовать просто, легко и главное, ровные колеи. Подключил к мотоблоку и поехал. Чтобы колеи были ровные я веревку натягиваю и по ней еду.
Работа плуга с трактором
Трактора
С помощью плуга можно значительно увеличить производительность на земельном участке. Времена, когда человек обрабатывал землю вручную, давно прошли. Плугом называют навесное оборудование на трактор состоящее из рамы, корпуса и предплужников. Также присутствует черенковый или дисковый нож. Все второстепенные элементы прикреплены к раме. Элементы корпуса в некоторых случаях прикрепляют к грядилю.
Бороздное колесо устанавливается на правой полуоси. Полевое колесо устанавливается через левую полуось. Корпус плуга выполнен из стойки, отвала, полевой доски и лемеха. Как работает плуг на тракторе? – за счет лемеха происходит срез почвы, одновременно выкапывая дно для борозды. Функция отвала заключается в переворачивании борозды, её рыхлении и переворачивании. К тракторам присоединяют комбинированные плуги, чтобы ещё больше повысить производительность. Скорость таких плугов может достигать до 15 км/час.
Как отрегулировать плуг на тракторе
Регулировка плуга на тракторе МТЗ начинается с выставления глубины вспашки. Для этого предусмотрен специальный регулировочный болт. Глубина вспашки выставляется с учетом минимальной и максимально й глубины. Конструкторы плуга разместили регулировочный болт вверху рамы. Чтобы выставить большую глубину, нужно повернуть болт по часовой стрелке.
Регулировка плуга по ширине выполняется с помощью поперечного вала (его растяжения). Производительная вспашка возможна, когда колесо находится в колее, часть плуга выполняющая основную работу — по центру гребня. Также стоит отметить, что правый распашник размещается перпендикулярно раме.
Какие правила следует соблюдать при работе на тракторе с плугом
- В зимний период времени оборудование (плуг) хранится в сухом месте, которое необходимо проветривать. Каждый месяц элементы плуга обрабатываются маслом (смазываются).
- Желательно каждые 10 дней нужно подтачивать лемехи.
- Как только полевые работы на протяжении дня заканчиваются, плуг очищают от грязи.
- Чтобы не было механических поломок, во время поворота нужно поднимать плуг.
- Для меньшего сопротивления, тракторист должен очищать плуг от камней, травы, веток и почвы.
- Движущие элементы плуга нельзя перетягивать, так как это приводит к плохому эффекту вспашки.
- Правило, касающееся техники безопасности. Запрещено располагаться верхом на плугу.
- Во время вспахивания твердой почвы ножи могут не заходить в неё. В таком случае на раме можно расположить плиту или металлическую балку для создания дополнительного давления.
Разновидности плугов
Бывают следующие плуги: чизельные, дисковые, лемешные, оборотные и комбинированные. Одними из самых плугов распространенных принято считать лемешные приборы. Плуги дискового вида, как правило, используют на твердых почвах. Комбинированные достаточно универсальные плуги и эксплуатируются для вспашки самых различных почв, мягких до твердых видов. Отличительная особенность чизельных плугов – они не переворачивают почву. Также чизельные плуги хороши тем, что работать с ними можно без специальной подготовки.
Подробнее о чизельных плугах
- ПЧ-4.5 «Алмаз». Вес модели составляет 1640 кг, в совокупности с катком масса достигает 2540 кг. Габариты ПЧ-4.5 «Алмаз» следующие: длина-2830 мм; ширина 4500 мм; высота-1950 мм. Производительность данного плуга 3,5 га/ч. Глубина обработки 450 мм, скорость передвижения 8 км/час. Данная модель плуга подходит для большинства тракторов советского производства и не только, мощность которых 400 л.с.
- ПЧ-2.5 «Алмаз». Масса рассматриваемого плуга составляет 780 кг. В совокупности с катком вес достигает 1245 кг. Во время обработки земельного участка глубина 450 мм, ширина 4,5 м. За час с этим плугом можно обработать 3,2 га/ч земельного участка. Плуг отлично подходит для тракторов, мощность которых колеблется в диапазоне 450-480 л.с.
- ПЧ-6 «Алмаз». Масса данной модели составляет 5748 кг. В совокупности с катком 5920 кг. Габариты плуга ПЧ-6 «Алмаз»: длина-8300 см; ширина-6100 см; высота-1600 см. За час работы плуг обрабатывает 4,3 га земельного участка. Скорость в рабочем положении до 8 км/час.
Видео
РЕГУЛИРОВКА ПАХОТНОГО АГРЕГАТА
Перед проходом первой борозды плуг из транспортного положения перевести в рабочее. Глубину пахоты установить рукояткой силового регулятора и положением гайки штока механизма регулировки глубины пахоты, расположенных на колесном ходу. Затем начинается движение агрегата, при этом сначала происходит заглубление передних корпусов плуга, а потом задних.
На втором проходе необходимо откорректировать глубину пахоты. Для этого следует выровнять раму так, чтобы она была параллельна поверхности почвы при заглубленных корпусах. Перекосы рамы в поперечном направлении устранить регулировочными болтами механизма оборота, в продольном – рукояткой силового регулятора и положением гайки штока механизма регулировки глубины пахоты, а для плуга ППО-7–40К – дополнительно вворачиванием или выворачиванием упоров заднего колеса.
Ширина захвата первого корпуса регулируется длиной талрепа, который расположен между рамой и тяговой балкой. Его сокращение увеличивает ширину захвата первого корпуса.
Корректировка глубины пахоты производится для того, чтобы все корпуса плуга вспахивали почву на одинаковую глубину.
После того, как установлена заданная глубина пахоты и выдержана нормальная рабочая ширина захвата, должна производиться оценка качества пахоты плуга по следующим признакам: все корпуса, как правооборачивающие, так и левооборачивающие, после прохода должны оставлять одинаковые гребни, а борозды от прохода правооборачивающих корпусов должны быть одинаковы с бороздами от прохода левооборачивающих.
Движение агрегата осуществлять челночным способом. В конце загона производить выглубление корпусов и переводить плуг в транспортное положение. Затем с помощью гидроцилиндров механизма оборота осуществить поворот рамы, таким образом нижние корпуса (например правооборачивающие) поднимаются вверх, а верхние (левооборачивающие) опускаются вниз. Следовательно, вспашка на обратном ходе осуществляется левооборачивающими корпусами плуга. При этом левые колеса трактора идут по предыдущей борозде.
При заглубленных рабочих органах КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- подавать трактор с плугом назад;
- производить повороты и оборот плуга.
Необходимо периодически, особенно при работе с новыми рабочими органами, очищать налипшую почву, не допускать забивания рабочих органов пожнивными остатками и сорняками. Перед началом работы проверить надежность крепления деталей и при необходимости произвести затяжку крепежа.
КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ работать с незатянутым крепежом рабочих органов.
После окончания пахоты плуг очистить от почвы и растительных остатков, рабочие поверхности покрыть отработкой.
Рекомендации разработаны главным конструктором проекта Назаровым И.С.
тел. для справок: 280–15–72; 280–52–34
Самодельные варианты
Сама концепция плуга крайне проста и не менялась ещё с древних времён. Только с небольшим отличием, раньше использовались лошади и деревянное рало, а сейчас мотоблок и железный плуг.
Отличаются они, по сути, дела только материалом. Сейчас работать с железом и сваркой должен уметь каждый мужчина.
Поэтому на различных форумах можно встретить чертежи плугов, которые изготавливались. Идёт обсуждение концепции и каких-либо недостатков её или поправок, которые могут повлиять на конечный результат. И, в конце концов, люди своего добиваются, и получается весьма хороший результат.
А самые терпеливые люди снимают пошаговую видео инструкцию, как сделать плуг своими руками в домашних условиях.
В итоге им удаётся собрать конструкции, которые абсолютно ничем не уступает плугу промышленного производства. А зачастую и превосходят, ведь то, что сделано своими руками всегда лучше купленного.