Frontoil.ru

Авто Масла
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ведущие мосты грузовиков МАЗ; техобслуживание, причины и способы устранения неисправностей

Ведущие мосты грузовиков МАЗ — техобслуживание, причины и способы устранения неисправностей

У автомобилей МАЗ может быть два ведущих моста (задний и средний мосты с проходным валом) либо только один — задний. Конструкция ведущих мостов включает в себя центральный конический редуктор, соединённый с планетарными передачами в колесных ступицах. Балки мостов имеют переменное сечение и состоят из двух выштампованных половинок, соединенных посредством сварки.

Принцип работы ведущего моста

Кинематическая схема работы ведущего моста следующая: подаваемый на центральный редуктор вращательный момент разделяется на колесные передачи. На колёсных передачах, между тем, можно добиться разных показателей передаточных чисел, если изменять количество зубьев у шестерёнок колёсного редуктора. Что позволяет ставить задние мосты одинаковые по габаритам на различные модификации МАЗов.

В зависимости от предусмотренных для модели МАЗа условий эксплуатации, модификации коробки передач, типоразмера автомобильных шин, задние мосты МАЗов выпускаются с тремя различными общими передаточными числами.Что касается среднего моста МАЗа, его балка, колёсная передача и межколёсный дифференциал выполнены по аналогии с деталями заднего моста. Купить средний мост маз или подобрать для него запчасти несложно, если обратиться к каталогу оригинальных запчастей.

Техобслуживание ведущих мостов

Ведущие мосты грузовиков МАЗ - техобслуживание, причины неисправностей, ремонт

В процессе эксплуатации а/м МАЗ следует помнить, что ведущие мосты время от времени нуждаются в уходе и регулировке. Пробегая каждые 50.000-70.000 километров обязательно заезжайте на станцию техобслуживания, чтобы посмотреть и, при необходимости, отрегулировать осевой зазор подшипников ведущей шестерни центрального редуктора. Выполнить самостоятельно эту регулировку неопытным автолюбителям будет сложно, т.к. вначале необходимо снять карданный вал, а гайку крепления фланца затянуть надлежащим усилием. Регулировка редуктора среднего моста проводится аналогичным образом. Кроме регулировки зазора подшипников, важно своевременно менять смазочный материал, поддерживать требуемый объём смазки, следить за звуками работы мостов, своевременно выявлять подозрительные шумы и перегрев.

Устранение неисправностей ведущих мостов

На задний редуктор маз приходится максимум нагрузки. Не снижает её даже наличие среднего ведущего моста. Неисправности ведущих мостов, причины и методы ремонта рассмотрим подробнее.

Неисправность: Перегрев моста

Причина 1: Недостаток или, наоборот, излишек масла в картере. Доведите масло до нормального объёма в картерах редукторов (центрального и колесных).

Причина 2: Неправильно отрегулированы шестерни. Необходима регулировка шестерён.

Причина 3: Увеличен натяг подшипников. Необходима регулировка натяга подшипников.

Неисправность: Шум моста повышен

Причина 1: Сбой в зацеплении конических шестерёнок. Требуется регулировка.

Причина 2: Нарушена регулировка или изношены конические подшипники. Необходимо проверить, при необходимости, регулировать натяг, заменить подшипники.

Причина 3: Износ шестерён, точечная коррозия зубьев. Необходимо заменить выработавшие ресурс шестерни и отрегулировать их зацепление.

Неисправность: Шум моста повышен на поворотах

Причина: Неисправность дифференциала. Необходимо разобрать, отремонтировать и отрегулировать дифференциал.

Неисправность: Шум в колёсном редукторе

Причина 1: Недостаточный уровень масла в колёсном редукторе. Доведите до нормального уровня масло в картере редуктора.

Причина 2: Залито техническое масло, неподходящее для колёсных передач. Тщательно промойте ступицы и детали колёсной передачи, залейте соответствующее масло.

Причина 3: Износ шестерён, осей сателлитов или подшипников. Замените изношенные детали.

Неисправность: Течь масла через уплотнения

Причина: Износ уплотнителей (сальников). Замените изношенные уплотнители. Если утечка масла идёт через дренажное отверстие в ступице, смените сальник ступицы.

Читайте так же:
Как отрегулировать регулятор давления топлива в моновпрыске

Будьте внимательны к техническому состоянию вашего «железного коня» и он отплатит вам долгой и надёжной службой.

Устройство и схема переключения

Устройство и схема переключения передач МАЗа зависит от модели коробки передач. Выделяют 5-ти ступенчатую, 8-ми ступенчатую и 9-ти ступенчатую коробку.

5 ступенчатая

Конструкция коробки передач с пятью ступенями в МАЗе включает в себя такие элементы, как:

  • первичный, вторичный и промежуточный вал;
  • вращающийся подшипник;
  • шестерни;
  • картер, переключатель и задняя крышка;
  • крепежные элементы;
  • емкость для масляной жидкости.

Механизм, который переключает передачи, находится в салоне транспортного средства. Когда рычаг переключательного устройства меняет свое положение, происходит сцепление шарнирного соединения с выемкой, которая расположена на одной из осей. В этот момент конец шарнира находится в жестком зацеплении с вилочным устройством. Вилки входят в отверстие на ведущей шестерне переднего хода (передачи №1, 2, 3, 4) или в положении пятой передачи (задний ход). Начинается замыкание в цепи вращающего момента, из-за чего вторичная ось начинает свое движение.

8 ступенчатая

Устройство восьмиступенчататой коробки (КПП-202) включает в себя:

  • картер;
  • подвижные шестерни;
  • вал промежуточного типа;
  • шестерни постоянного зацепления;
  • ведущий вал;
  • шлицы;
  • венец зубчатого типа;
  • крышку;
  • ведомый вал;
  • блок шестерен заднего хода;
  • осевой механизм реверса.

После того как транспорт двинется с места, наберет необходимую скорость, можно переключать передачи в следующем порядке: 4H-4B-5H. Для того чтобы активировать вторую скорость, нужно дождаться момента, когда частота вращения коленчатого вала увеличится до 2000 оборотов в минуту. Этот показатель можно отслеживать при помощи тахометра.

Не рекомендуется начинать переключение передач при меньшем количестве оборотов коленвала, в противном случае механизм выйдет из строя.

Для того чтобы включить задний ход, следует установить рычаг переключателя в нижнее положение.

9 ступенчатая

В конструкцию 9-ти ступенчатой коробки 238 с демультипликатором входят следующие детали и механизмы:

  • картер сцепного устройства;
  • прокладка;
  • вилка переключения скоростей;
  • правый вал;
  • шайба шестерни реверса;
  • ленивая шестерня заднего хода;
  • роликовый подшипник вала промежуточного типа;
  • крепежные болты и гайки;
  • пружинная шайба;
  • уплотнительное кольцо;
  • стопорное кольцо;
  • игольчатый подшипник;
  • втулка вилки механизма сцепления.

Перед началом движения необходимо отключить сцепление. Перед тем как трогаться с места, необходимо проверить расположение рычага, он должен быть опущен. Переключение скоростных режимов осуществляется в несколько этапов. На первом этапе рекомендуется использовать следующую схему переключения: 1B-2B-3B. Во время дальнейшего движения можно перейти на схему: 4H-5B-5H.

Коробка отбора мощности МАЗ

Ключевым узлом автомобильной техники является коробка отбора мощности МАЗ. Деталь помогает эффективно распределять ресурс. Мощность агрегата отчасти направлена на функционирование вспомогательных механизмов, к числу которых относятся кран, лебедка и автолестница. Такой процесс гарантирует именно коробка отбора мощности.

Невзирая на высокую надежность и прочность каждого узла, многие элементы коробки с течением времени подвергаются износу. Неработоспособность даже одной маленькой запчасти может привести к серьезной неисправности. Для исправного функционирования системы в целом необходимы узлы высокого качества и грамотная их сборка.

Что такое коробка отбора мощности МАЗ?

Такое оборудование применяется с целью передачи крутящего момента от КПП транспортного средства валу вакуумного насоса. Коробка включает в себя следующие конструктивные компоненты:

  • корпус из чугуна;
  • шлицевой вал с установленным на нем колесом;
  • подвижная ось с монтированной на нее шестеренкой на подшипниках.
Читайте так же:
Регулировка клапанов 402 мотор подробно

Коробка включается из автомобильной кабины. На вакуумных устройствах используется коробка с управлением вакуумного типа.

Особенности функционирования

Обращаем ваше внимание, что во время включения коробки воздушное давление в рамках пневмосистемы должно находиться на отметке не менее 650 кПа. Для запуска коробки потребуется выполнить следующие операции:

  • включить сцепление;
  • повернуть тумблер в позицию «Вкл»;
  • плавно отпустить педаль сцепления;
  • поддерживать обороты мотора на отметке 1200-1500 об/мин.

Когда работа коробки будет завершена, необходимо выключить сцепление, тогда как тумблер следует вернуть в позицию «Выкл».

Вероятные неисправности КОМ МАЗ

От качества и сборки оборудования напрямую зависит энергоэффективность функционирования периферийных автомобильных механизмов. Многие неисправности автомобилист способен ликвидировать своими руками. В частности, если вы не можете запустить коробку, а из пневматической камеры выходит воздух, следует осмотреть диафрагму.

Если вы обнаружите заметные разрывы, следует поменять деталь на новый аналогичный элемент. Кроме того, КОМ может не запускаться при слабо затянутой гайке диафрагмы. В такой ситуации необходимо снять стакан и подтянуть крепление. Когда коробку не удается включить, а шестерни гудят, попробуйте отрегулировать сцепление.

Как выбрать КОМ на МАЗ?

Перед приобретением КОМ МАЗ следует изучить обязательные требования, которым она должна удовлетворять. Таким образом, коробка должна обладать следующими параметрами:

  • малые размеры;
  • небольшая масса и высокая износостойкость узлов;
  • незначительные усилия на переключение;
  • обеспечение изначально указанного передаточного отношения и конкретного отбора мощности;
  • несущественные затраты горючего.

Также коробка должна быть тривиальным в работе механизмом, обеспечивающим сохранность передаваемой мощности и передаточного отношения. Важно, чтобы она соответствовала определенному виду машины.

Как установить коробку?

При монтаже отремонтированной коробки на авто нужно учесть, что промеж фланцев картеров КОМ и коробки передач имеются специальные уплотнения, посредством которых на заводе регулируется зацепление сопрягаемых шестеренок КОМ и коробки передач. В связи с этим, заменяя прокладки либо снимая КОМ с транспортного средства, важно сохранить общую толщину уплотнительных прокладок.

Заключение

При выборе коробки отбора мощности не нужно ориентироваться исключительно на стоимость продукции. Вам нужно удостовериться, что выбираемый элемент обладает необходимым качеством и соответствующими сертификатами и документацией. Позаботьтесь о том, чтобы проверить, насколько коробка подходит к авто. На сайте prommashina.ru специалисты всегда готовы сориентировать вас по совместимости детали и модели.

Вам понадобится сверить маркировки на прежней и выбранной коробке. При появлении вопросов следует проконсультироваться со специалистами, которые предлагают конкретную модель. Менеджеры предоставят вам посильную помощь, чтобы вы могли ориентироваться в разнообразии КОМ и деталей к ним.

Плюсы и минусы

Как отмечалось выше, наличия плюсов и минусов у МАЗ-5516 не мало. Беря в расчёт первые версии, стоит обратить внимание на плохую разработку кабины и отсутствие условий для комфортной работы в ней. Механическая часть, двигатель, трансмиссия и другие механизмы изготовлены и собраны качественно. Современные минские самосвалы в обоих моментах доработаны и заставляют только радоваться владельца. В качестве дополнительных качеств машины отметим следующее:

  • Экономичность, низкая стоимость ремонта. Практически все аналоги гораздо дороже в ремонте, и запчасти на них достать сложнее;
  • Простота обслуживания. Для ремонта не требуется специальный сервис. Системы просты в своём исполнении, и легко ремонтируются;
  • Для увеличения производительности грузовика возможно присоединение прицепа;
  • В сравнении с аналогами автомобиль гораздо дешевле, а значит доступнее. Новый 20-тонник продаётся у официального дилера по цене примерно 2 миллиона рублей. Авто с пробегом в несколько худшем состоянии, но все ещё готовое на подвиги, стоит около 400 тысяч рублей. И тот и другой вариант будут выполнять транспортировку на совесть, но, очевидно, что проблем с новой машиной будет меньше;
  • Зарекомендовавшая себя и проведённая система подвески. Несмотря на большие нагрузки, сейчас даже с пробегом машина будет в хорошем состоянии;
  • Мощный силовой агрегат, позволяющий без проблем передвигаться по различным рельефам и транспортировать при этом груз.
Читайте так же:
Регулировка зазора рабочего колеса

Можно сказать, что все негативные отзывы забирают на себя первые версии МАЗ-5516. А положительные качества в последних экземплярах свидетельствуют о желании развиваться у производителя и делать свою технику лучше. Высокая оценка задается не только тем, что конструкторы исправили множество недоработок. В любое время самосвал выполнял поставленные задачи на лучшем уровне, а при необходимости, даже, превосходил свои силы, заявленные в паспорте.

Грузоподъемность и характеристики шасси

Фото самосвала МАЗ-6516 спереди

Независимо от комплектации самосвала грузоподъемность одинакова. В полной комплектации машина весит около 16205 кг. Максимальный вес кабины и шасси составляет 11705 от общей массы самосвала. С учетом полной загруженности транспорта, веса водителя и пассажира, грузоподъемность становится равна в среднем 41780 кг.

Характеристики каждой шасси равны при любой сборке, поэтому и грузоподъемность не отличается. Она распределяется таким образом:

  • на первую ось нагрузка равняется 7,5 т;
  • вторая ось сдерживает нагрузку в 7,5 т;
  • третья ось располагается в задней части грузовика и имеет грузоподъемность в 19390 кг;
  • на четвертую ось падает аналогичная нагрузка равная 19390 кг;
  • максимальная нагрузка на задние оси составляет 25,5 т.

Шасси самосвала имеет уникальную конструкцию, которая способна поглощать вибрации даже при максимальной загрузке. Благодаря этому снижается уровень износа деталей ходовой системы и расход топлива. Низкая вибрация увеличивает срок эксплуатации резины, что особенно важно при длительных поездках или работе на бездорожье.

Задняя подвеска имеет рессорно-балансирную систему, которая включает в конструкцию вертикальное положение стремянок и многолистовую панель. Использование болтов из стали высокой марки для крепления подвески и рамы обеспечивает надежность и безопасность во время перевозки груза. Болты из высокопрочного материала проходили специальные испытания и изучались специалистами для подтверждения надежности использования при креплении деталей грузовика.

Передняя часть МАЗа-6516

Мосты, расположенные в середине и задней части самосвала, имеют специальные поглощающие стабилизаторы устойчивости. Именно они снижают вибрации при езде по бездорожью. Особенно оценить их работу получается при резком повороте самосвала в загруженном виде. Крен при маневрировании минимальный, что не свойственно прошлым моделям МАЗ. При резком повороте работа подвески смягчает движение, и подпрыгивания самосвала не происходит.

Тип колес камерный и универсальный с дисками 2,00R20. Они соответствуют ГОСТ 5513-97. Универсальную резину устанавливают только на третью и четвертую ось, ведь они подвергаются максимальным загрузкам и в случае пробития смогут иметь подкачку колеса, чтобы задняя груженая часть транспорта не села. Первая и вторая ось могут оснащаться как универсальной резиной, так и бескамерными шинами. Бескамерный вариант резины предварительно заказывают у поставщика транспорта. Угол поворота ведущей первой оси равен – 36 градусам, второй оси – 25 градусам.

Читайте так же:
Все о вольво с 40 регулировка фар

Основа

Рама на МАЗ 5516 усиленная, с повышенным запасом прочности. В ее конструкции применены балки из низколегированной стали.

Все силовые элементы опираются на продольные несущие швеллеры, а на их полках отсутствуют заклепочные соединения. Это способствует повышению долговечности и позволяет эффективно распределять массу при движении автомобиля по разным типам дорог, даже при действии разнонаправленных сил, когда рама работает на скручивание.

Но на первых модификациях самосвала водители сами усиливали лонжероны, так как прочности было недостаточно.

МАЗ 5516

Как переключать передачи на КамАЗе

Большинство КамАЗов оснащены механическими 5-ступенчатыми КПП. Переключение передач осуществляется нажатием педали сцепления и выбором рычагом коробки нужной передачи, но переводить делать это нужно поэтапно.

  • — Переключение передач выполнять при выключенном сцеплении.
  • — Педаль сцепления нажимать до упора.
  • — Включение и переключение передач производить при минимальных оборотах холостого хода.
  • — Начало движения осуществлять только с первой передачи (во избежание преждевременного выхода из строя сцепления).

На КПП КамАЗа 15-ой серии и коробках ZF предумотрен делитель с двумя режимами: повышенный «В» и пониженный «Н». Для переключения режима необходимо перевести переключатель управления делителем передач в нужное положение, а затем нажать и после небольшой выдержки (1 секунда) отпустить педаль сцепления – передача включится автоматически.
Для одновременного переключения передачи и включения высшей или низшей передачи необходимо установить переключатель управления делителем в положение «В» или «Н», потом выжать педаль сцепления и переключить рычаг.

Схема переключения передач

Схема переключения передач в коробке передач модели 144
Схема переключения передач в коробке передач модели 154 Схема переключения передач в коробке передач модели 154
Схема переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310 переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310): 1-2-3-4-низшие передачи (низший диапазон демультипликатора); 5-6-7-8-высшие передачи (высший диапазон демультипликатора). При замедлении переключать передачи только последовательно:8-7-6-5-4-3-2-1. При движении всегда держать передачу включенной. Пониженная передача «С» предназначена для трогания в тяжелых дорожных условиях и для маневрирования. На коробках «ZF» запрещается переключаться с высшего диапазона демультипликатора на низший при скорости более 30 км/час и двигаться при нейтральном положении рычага переключения передач. Схема переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310

Чтобы тронуться с места необходимо переключение скоростей в несколько этапов, для пример привередем схему старта и разгона КамАЗа на ровной дороге с твердым покрытием:

  • 1-я передача, повышенный режим (В);
  • 2-я передача, повышенный режим (В);
  • 3-я передача, повышенный режим (В);
  • Переход на 2-ю пониженную (Н) ступень и переключение на 4-ю передачу;
  • Переход на первичную ступень (В), передача остаётся 4-я;
  • Переход на пониженную ступень (Н), включение 5-й передачи;
  • Возвращение на повышенную ступень (В), остаёмся на 5-й передаче.

Краткая запись схемы: 1В — 2В — 3В — 4Н — 4В — 5Н — 5В.

Главная особенность начала движения на КамАЗ — это плавный старт и набор скорости с использованием пониженных передач.

Читайте так же:
Регулируем лапками сцепление ямз

При большой загруженности или движении сложных условиях, первые четыре передачи желательно переключать в пониженном режиме (Н), после перейти на 4-ю повышенную передачу, затем пониженную 5-ю (Н) и после на 5-ю повышенную (В).

Правильно выбранный режим экономит топливо и минимально изнашивает силовую установку.

Особенности коробок ZF моделей 161 и ZF-9S109

Переключение передач в демультипликаторе происходит автоматически: включение высшей передачи — при переходе рычага управления коробкой передач из положения четвертой в положение пятой, низшей — при переключении с пятой на четвертую. При переводе рычага через положение «◊»
срабатывает клапан, обеспечивающий автоматическое переключение демультипликатора.

При включении низшего диапазона в демультипликаторе на панели приборов загорается специальный индикатор.

На модели ZF-9S109 имеется также дополнительная передача «С», предназначенная исключительно для того, чтобы осуществлять движение в сложных ситуациях (большом количестве снега на дороге, обледенении, грязи) и для маневрирования.

Во время переключения демультипликатора шток рычага переключения передач основной коробки блокируется, при этом на рычаге ощущается усилие, после чего рекомендуется выждать 1-1,5 секунды для обеспечения переключения передачи в демультипликаторе.

Движение на подъемах

При подъеме необходимо переключиться на пониженные режим «Н».

Следуйте следующим правилам:

  • — При переключении с 1 на 2 передачу при подъеме на КамАЗе надо использовать способ двойного выжимания педали сцепления.
  • — Чтобы коленвал правильно работал при переключении передач, нужно пользоваться педалью подачи горючего, ее тоже надо периодически нажимать. При этом можно преодолеть любой самый крутой подъем.
  • — При подъеме обороты двигателя должны быть больше 2000 об/мин. Иначе двигатель может перегреться и остановиться.
  • — Во время подъема переключаетесь на нужный режим, это облегчит работу мотора и всех узлов машины.
  • — Своевременно переключайте нужные передачи.

Управление на спусках

Двигаясь на спуске — нельзя выключать двигатель, так как прекращается работа усилитиля и блокируется рулевое управление, что может привести к аварийной ситуации.

Проблемы возникают и с тормозами, поскольку тяжелая техника оборудована вспомогательной системой. Активация последней, исключает возможность пользоваться педалью сцепления и переходить с одного режима на другой.

Передвижение по оледенелой дороге

Передвижение на этом отрезке трассы выполняется с наибольшим запасом хода и скорости. Остановку требуется выполнять совместно со вспомогательной системой.

Учитывайте следующее:
— Соблюдайте дистанцию, оставляйте запас места для маневра.
— Используйте вспомогательную систему торможения.
— Рекомендуется использование цепей на колёсах машины.
— Обязательно учитывайте риск заноса при экстренном торможении из-за блокировки колес прицепа.

Притормаживать двигателем на спуске можно только в исключительных случаях, так как это приводит его износу. При торможении колеса не должны проскальзывать. Чтобы этого избежать, надо выключить пониженную скорость, что поспособствует снижению вращения коленвала.

При заносе, держите ногу на педали сцепления, рулевое колесо поверните в сторону заноса, это выровняет машину.

При пробуксовке надо сбавить обороты, заблокировать дифференциал (с помощью регулятора на щитке) и начинать двигаться со второй повышенной передачи. После окончания трудого участка дифференциал необходимо разблокировать.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector