Авария высокого давления в промышленном чиллере
Причина : большое количество пыли, пуха, листьев или другой грязи, которая может быть втянута вентиляторами через ламели конденсатора, в месте установки промышленного чиллера. Как следствие, загрязнение ламелей, особенно на поверхности откуда происходит всасывание воздуха в конденсатор. На химических производствах, таких как лакокрасочные заводы или типографии, часто на ламелях оседает слой краски/полимера.
Решение : чистка конденсатора. Чистить конденсатор можно различными способами, в зависимости от загрязнения. Пух и пыль легко счищаются жёсткой щеткой или рукой в х/б перчатке. Если пыль забилась глубоко в ламели, то можно применить мощный пылесос с узкой насадкой. Также ламели можно продуть напором воздуха со стороны вентиляторов, для этого вентиляторы необходимо будет временно снять. Если воздушный конденсатор, расположен на улице, то можно промыть его напором воды, например, из Керхера или из шланга с зауженным выходом, чтобы получился хороший напор. При чистке старайтесь не гнуть ламели, так как это ухудшит теплообмен. Для очищения ламелей от полимерного напыления, следует залить в Керхер или другой напорный распылитель жидкость, которая способна растворять данный состав, но при этом не имеет негативного воздействия на медные трубки конденсатора.
Для чего нужен регулятор давления конденсации
Первая проблема приводит к уменьшению давления в системе, уменьшению количества подаваемого фреона и, соответственно, производительности кондиционера. Следствием уменьшения давления в испарителе, будет его обмерзание.
Самый доступный способ избежать этого-уменьшить теплосъём с конденсатора путём уменьшения потока воздуха через него.
Сделать это можно установкой регулятора вращения вентилятора, который представляет из себя электронный блок регулирующий напряжение идущее на двигатель вентилятора по датчику, который устанавливают на теплообменнике внешнего блока.
Выявление неисправностей
Холодильная система – это множество взаимосвязанных компонентов, узлов. Выход из строя любой «детали» холодильника, кондиционера, другого климатического устройства вызывает расстройства, по признакам, перекликающимся с поломками других элементов.
Среди наиболее частых поломок ТРВ :
- банальная протечка сильфона. Причины разгерметизации – всевозможные, но результат определяется степенью утечки. Сильфон без хладагента инициирует перекрытие клапаном ТРВ магистрали циркуляции хладагента;
- частичная утечка характерна пульсирующим режимом работы системы – игла клапана периодически открывает/перекрывает путь хладагенту под воздействием остающегося объема хладагента;
- неисправность дросселирующего узла/дюзы выявляются легко, если этот элемент сменный. Дюзу просто извлекают, а затем возвращают на место, фиксируя наличие сопротивления. Отсутствие такового – признак избыточного расстояния между иглой и седлом сильфона. Единственный выход – заменить весь ТРВ ;
- залив компрессора хладагентом – признак зависшего ТРВ , работающего с максимальной пропускной способностью. Прибор не реагирует на термобаллон , ручное управление. Здесь тоже требуется замена ТРВ ;
- очень часто, греша на ТРВ , впоследствии выявляют недостаток хладагента в системе. Реабилитация устройства проста
- отключается компрессор, а соленоид оставляется открытым. Выровнявшееся давление по обе стороны вентиля – признак утечки в системе;
- в системах с выносным конденсатором вентили иногда оказывают излишнее сопротивление хладагенту. На поверку оказывается, что причиной является большая протяженность магистрали – компрессор неспособен преодолеть её сопротивление, а затор происходит вроде в ТРВ . Аналогично ведет себя система с конденсатором, смонтированным ниже агрегата;
- сильные колебания давления на всасе – больше, например, 2.5 бар – тоже воспринимаются, как дефект вентиля. Обычно виновником является излишний объем заправки системы;
- неудовлетворительный теплосъем с испарителя проявляется хронических заниженным давлением всаса . Перегрев при этом остается нормальным либо пониженным. Начинать тестировать ТРВ здесь бессмысленно – следует заняться очисткой фильтров, промывкой испарителя. Заниженное давление всаса провоцируется льдообразованием на трубах испарителя.
Если запуск холодильной системы сопровождается образованием вакуума на всасе , то рекомендуется сначала проверить положение вентиля ресивера, соленоидного клапана, беспрепятственность следования хладагента через фильтр и только потом разбираться с ТРВ .
Энтальпия хладагента
Происходящий в холодильной машине цикл охлаждения удобно изображать графически. На диаграмме показано соотношение давления и теплосодержания (энтальпии) хладагента.
Энтальпия — это функция состояния, приращение которой при процессе с постоянным давлением равно теплоте, полученной системой.
На диаграмме показана кривая насыщения хладагента.
- Левая ветвь кривой соответствует насыщенной жидкости
- Правая часть соответствует насыщенному пару.
- В критической точке ветви кривой соединяются, и вещество может находиться и в жидком, и в газообразном состоянии.
- Внутри кривой — зона, соответствующая смеси пара и жидкости.
- Слева от кривой (в области меньшей энтальпии) — переохлажденная жидкость.
- Справа от кривой (в области большей энтальпии) — перегретый пар.
Теоретический цикл охлаждения несколько отличается от реального. В действительности происходят потери давления на разных этапах перекачки хладагента, снижающие эффективность охлаждения. Это не учитывается в идеальном цикле
Заключение
Заправка кондиционера — не особо сложная задача, выполнить ее сможет практически каждый. Рекомендуем проводить процедуру проверки величины давления перед зимой, а также весной, как минимум раз в два года необходимо заправлять систему. Если в ней повреждены патрубки, что способствует утечке жидкости, то сначала следует решить причину, только после этого можно приступать к заправке.
Также не забываем про ТО кондиционера: каждые 2-3 года производить замену масла в нем и осушителя с промывкой системы, и тогда кондиционер будет работать долго.
Принцип работы и устройство кондиционера
Вы удивитесь, но кондиционер работает очень просто. Для сравнения: достаточно капнуть на кожу воду, пока она испаряется, вы ощущаете холод. Принцип устройства бытового кондиционера такой же: хладогент, циркулируя, охлаждается и нагревается. Разбираемся, как работает кондиционер в квартире, что такое сплит-система и из чего она состоит.
Кондиционер иначе называется сплит-системой (от англ. split — разделение). Он состоит из двух блоков: наружного и внутреннего. Первый крепится на стене со стороны улицы, второй — в помещении. Вместе они составляют замкнутую систему движения хладагента — рабочего вещества кондиционера.
Внешний и внутренний блок сплит-системы (кондиционера)
Основные узлы кондиционера
компрессор. Сжимает хладагент, который в процессе сжатия нагревается, и поддерживает его движение по холодильному контуру;
конденсатор. Радиатор, находящийся в наружном блоке. В нём газообразный фреон,охлаждаясь за счет обдува уличным воздухом, конденсируется до жидкого состояния;
дросселирующее устройство. Понижает давление, уменьшая температуру хладагента;
испаритель. Радиатор, находящийся во внутреннем блоке. Противоположен по принципу действия конденсатору: в нем фреон при повышении температуры испаряется;
вентиляторы. Обеспечивают теплообмен внутреннего и внешнего блоков кондиционера с окружающей средой;
медные трубки, по которым циркулирует хладагент.
Устройство наружного блока
Наружная часть кондиционера размещается на стене со стороны улицы. Это позволяет обеспечить отведение тепла из помещения и снизить уровень шума в нем. Наружный блок состоит из нескольких базовых частей:
вентилятор. В простых моделях имеет одну скорость вращения. Дорогие варианты предполагают несколько скоростей либо плавную регулировку;
конденсатор. В домашних кондиционерах используются конденсаторы воздушного охлаждения;
компрессор. Встречаются классические роторные и двухроторные. Вторые отличаются практически полным отсутствием вибраций.;
дросселирующее устройство. В домашних кондиционерах имеет вид капиллярной трубки или электронного расширительного вентиля;
плата управления. Во внешнем модуле встречается лишь на инверторных кондиционерах.
Устройство внутреннего блока
Внутренний блок — часть сплит-системы, которая располагается в комнате. В него входят:
декоративная передняя панель корпуса. За ней скрываются воздушные фильтры и испаритель (теплообменник).
фильтр грубой очистки. Сетка, которая ловит на входе во внутренний блок крупные частицы: шерсть, волосы, пыль;
фильтры тонкой очистки;
вентилятор. В отличие от вентилятора наружного блока, как правило, имеет несколько скоростей;
испаритель. Представляет собой медную трубку с алюминиевым оребрением;
горизонтальные жалюзи. Подвижные элементы блока, которыми можно управлять при помощи пульта. Они направляют поток воздуха в нужную сторону по вертикали;
вертикальные жалюзи. Почти во всех бытовых сплит-системах их можно регулировать лишь вручную. Направляют воздушный поток по горизонтали;
блок управления. В защищенном пластиковом боксе установлена плата управления, к которой подключены пусковые элементы двигателей и датчиков;
индикаторная панель. Располагается на передней панели кондиционера и демонстрирует состояние работы оборудования;
дренажная ванночка. Лоток, в который стекает конденсат с поверхности теплообменника. Затем конденсат отводится в канализацию или на улицу по дренажной трубке.
Внутренних блоков в квартире можно установить несколько. При этом они могут быть подключены к одному наружному блоку.
Принцип работы кондиционера
Основа процесса — особенность жидкостей поглощать тепло при испарении и отдавать его при конденсации. В кондиционере циркулирует хладагент, который в зависимости от температуры и давления меняет агрегатное состояние, то есть становится то газом, то жидкостью.
Четыре базовых узла – компрессор, конденсатор, дросселирующее устройство и испаритель – объединены между собой трубками, создающими холодильный контур, внутри которого движется хладагент.
Принцип работы кондиционера
Из испарителя в компрессор поступает газообразный хладагент с низкой температурой. В компрессоре производится сжатие газа, одновременно повышаются и давление, и температура газообразного хладагента. Далее горячий хладагент под большим давлением поступает в конденсатор.
В конденсаторе газ остывает, т.к. обдувается потоком более холодного воздуха и превращается в жидкость, отдавая тепло. А выходящий из конденсатора воздух нагревается за счет тепла, отданного сжатым хладагентом.
Далее хладагент поступает в дросселирующее устройство. На этом участке он несколько теплее атмосферного воздуха, находится в жидком состоянии и под высоким давлением. В процессе прохождения через дросселирующее устройство давление хладагента резко снижается. Это сопровождается понижением его температуры.
В завершении цикла хладагент возвращается в испаритель, где на него воздействует комнатный воздух. Хладагент вновь становится газом, забирая тепло из комнаты. И такой цикл повторяется до тех пор, пока кондиционер включен.
Как избежать поломок?
Пожалуй, одна из самых сложных проблем при работе сплит-системы – это не успевший перейти в газ хладагент. Из испарителя жидкость попадает на вход компрессора, а поскольку жидкость – несжимаемое вещество, происходит гидроудар. Основная причина поломки – в загрязнении фильтров внутреннего блока, засорении тополиным пухом поверхности конденсатора внешнего блока. Поэтому нужна профилактика: регулярная очистка и плановые осмотры специалистом.
Если соблюдать простые правила, сплит-система прослужит долгие годы, обеспечивая надежное и безупречное кондиционирование воздуха.
Элементы, контролирующие уровень давления
Контролируют давление в контуре датчики низкого и высокого давления кондиционера. Принцип работы датчика давления автокондиционера простой: когда давление в контуре достигает критического значения, сенсор передает импульс на систему управления для отключения или включения насоса. Датчик низкого давления реагирует на показатель 0,17 бар, а высокого давления – на 30 бар. Со временем эти детали изнашиваются, подвергаются коррозии, загрязняются и требуют замены.
Последствия слишком высокого/низкого давления
Если давление фреона (хладагента) в автокондиционере слишком низкое, система охлаждает автосалон неэффективно. При чересчур высоком давлении компрессор работает некорректно и быстро выходит из строя. Важно, чтобы давление в контурах автокондиционера всегда было в норме.
Причины пониженного/повышенного давления в системе
Низкое давление автокондиционера провоцируют:
- недостаток фреона;
- разгерметизация системы;
- проблемы с ТРВ;
- неработоспособность датчика давления автокондиционера;
- перегорание вентилятора;
- износ электромагнитной муфты компрессора;
- засорение трубок системы.
Высокое давление в автокондиционере вызывают:
- избыточное количество фреона в контуре;
- загрязнение радиатора;
- наличие в системе посторонних газов.
Давление в высоком контуре автокондиционера может повышаться летом во время сильной жары.
Повышенное давление в низком контуре автокондиционера провоцируют неисправности вентилятора.