Способы регулировки оборотов вращения асинхронных двигателей
Электродвигатели переменного тока нашли довольно широкое применение в различных сферах нашей жизнедеятельности, в подъемно транспортном, обрабатывающем, измерительном оборудовании. Они используются для превращения электрической энергии, которая поступает от сети, в механическую энергию вращающегося вала. Чаще всего используются именно асинхронные преобразователи переменного тока. В них частота вращения ротора и статора отличаются. Между этими активными элементами обеспечивается конструктивный воздушный зазор.
И статор, и ротор имеют жесткий сердечник из электротехнической стали (наборного типа, из пластин), выступающий в роли магнитопровода, а также обмотку, которая укладывается в конструктивные пазы сердечника. Именно способ организации или укладки обмотки ротора является ключевым критерием классификации этих машин.
Двигатели с короткозамкнутым ротором (АДКР)
Здесь используется обмотка в виде алюминиевых, медных или латунных стержней, которые вставляются в пазы сердечника и с обеих сторон замыкаются дисками (кольцами). Тип соединения этих элементов зависит от мощности двигателя: для малых значений используют метод совместной отливки дисков и стержней, а для больших – раздельное изготовление с последующей сваркой между собой. Обмотка статора подключается с использованием схем «треугольника» или «звезды».
Двигатели с фазным ротором
К сети подключается трехфазная обмотка ротора, посредством контактных колец на основном валу и щеток. За основу принимается схема «звезда». На рисунке внизу представлена типичная конструкция такого двигателя.
SpeedFan
Управление работой кулеров с помощью дополнительных утилит упрощает работу с персональным устройством (портативным или стационарным). Например, подойдет программа Speed Fan. Особенности приложения:
- софт распространяется бесплатно;
- позволяет настроить скорость вращения кулера (установленного для процессора или видеокарты);
- осуществляет контроль над корпусными вентиляторами.
Для работы необходимо скачать установочный пакет файлов, распаковать и запустить утилиту. Установка требует смены языка с английского на русский.
Внимание! Скачивать пакеты для установки можно только с официальных сайтов разработчиков программ. Сохранение файлов со сторонних сервисов может привести к заражению ПК вредоносными софтами.
Ремонт ВАЗ 2108-1118-2170 в Одессе
Для многих начинающих диагностов и простых автолюбителей, которым интересна тема диагностики будет полезна информация о типичных параметрах двигателей. Поскольку наиболее распространенные и простые в ремонте двигатели автомобилей ВАЗ, то и начнем именно с них.
Воспользуйтесь нашим Телеграм — каналом ctoprovaz и Чатом chatprovaz для получения дополнительной информации.
На что в первую очередь надо обратить внимание при анализе параметров работы двигателя?
1. Двигатель остановлен.
1.1 Датчики температуры охлаждающей жидкости и воздуха (если есть). Проверяется температура на предмет соответствия показаний реальной температуре двигателя и воздуха. Проверку лучше производить с помощью бесконтактного термометра. К слову сказать, одни из самых надежных в системе впрыска двигателей ВАЗ – это датчики температуры.
1.2 Положение дроссельной заслонки (кроме систем с электронной педалью газа). Педаль газа отпущена – 0%, акселератор нажали – соответственно открытию дроссельной заслонки. Поиграли педалью газа, отпустили – должно также остаться 0%, ацп при этом с дпдз около 0,5В. Если угол открытия прыгает с 0 до 1-2%, то как правило это признак изношенного дпдз. Реже встречается неисправности в проводке датчика. При полностью нажатой педали газа некоторые блоки покажут 100% открытия (такие как январь 5.1 , январь 7.2), а другие как например Bosch MP 7.0 покажут только 75%. Это нормально.
1.3 Канал АЦП ДМРВ в режиме покоя: 0.996/1.016 В — нормально, до 1.035 В еще приемлемо, все что выше уже повод задуматься о замене датчика массового расхода воздуха. Системы впрыска, оснащенные обратной связью по датчику кислорода способны скорректировать до некоторой степени неверные показания ДМРВ, но всему есть предел, поэтому не стоит тянуть с заменой этого датчика, если он уже изношен.
2. Двигатель работает на холостом ходу.
2.1 Обороты холостого хода. Обычно это – 800 – 850 об/мин при полностью прогретом двигателе. Значение количества оборотов на холостом ходу зависят от температуры двигателя и задаются в программе управления двигателем.
2.2 Массовый расход воздуха. Для 8ми клапанных двигателей типичное значение составляет 8-10 кг/ч, для 16ти клапанных – 7 – 9,5 кг/час при полностью прогретом двигателе на холостом ходу. Для ЭБУ М73 эти значения несколько больше в связи с конструктивной особенностью.
2.3 Длительность времени впрыска. Для фазированного впрыска типичное значение составляет 3,3 – 4,1 мсек. Для одновременного – 2,1 – 2,4 мсек. Собственно не так важно само время впрыска, как его коррекция.
2.4 Коэффициент коррекции времени впрыска. Зависит от множества факторов. Это тема для отдельной статьи, здесь только стоит упомянуть, что чем ближе к 1,000 тем лучше. Больше 1,000 – значит смесь дополнительно обогащается, меньше 1,000 значит обедняется.
2.5 Мультипликативная и аддитивная составляющая коррекции самообучением. Типичное значение мультипликатива 1 +/-0,2. Аддитив измеряется в процентах и должен быть на исправной системе не более +/- 5%.
2.6 При наличии признака работы двигателя в зоне регулировки по сигналу датчика кислорода последний должен рисовать красивую синусоиду от 0,1 до 0,8 В.
2.7 Цикловое наполнение и фактор нагрузки. Для «январей» типичный цикловой расход воздуха: 8ми клапанный двигатель 90 – 100 мг/такт, 16ти клапанный 75 -90 мг/такт. Для блоков управления Bosch 7.9.7 типичный фактор нагрузки 18 – 24 %.
Перечень параметров, отображаемых диагностическим прибором и используемых для диагностики
Типовые значения основных параметров автомобилей ВАЗ
Тип контроллера и типовые значения
Типовые значения основных параметров для автомобилей
Шеви-Нива ВАЗ21214 с контроллером Bosch MP7.0Н
Режим холостого хода (все потребители выключены)
Режим 3000 об/мин.
Типовые значения основных параметров для автомобилей
ВАЗ-21102 8V с контроллером Bosch M7.9.7
Обороты ХХ, об/мин | 760 – 800 |
Желаемые обороты ХХ, об/мин | 800 |
Время впрыска, мс | 4,1 – 4,4 |
УОЗ, грд.пкв | 11 – 14 |
Массовый расход воздуха, кг/час | 8,5 – 9 |
Желаемый расход воздуха кг/час | 7,5 |
Коррекция времени впрыска от лямбда-зонда | 1,007 – 1,027 |
Положение РХХ, шаг | 32 – 35 |
Интегральная составляющая поз. шаг. двигателя, шаг | 127 |
Коррекция времени впрыска по О2 | 127 – 130 |
Расход топлива | 0,7 – 0,9 |
Типовые параметры диагностики BOSCH MP7.0H
Параметр | Расшифровка | ед. изм. | Зажигание вкл | Холостой ход |
UB | Напряжение борт. сети | В | 12,8 – 14,5 | 12,8–14,6 |
TMOT | Темп. охлаждающей жидкости | град | 94 – 104 | 94 – 104 |
DKROT | Положение дроссельной заслонки | % | ||
N10 | Обороты на ХХ (дискретность 10 об/м) | Об/мин | 760 – 840 | |
N40 | Обороты вращения коленвала | Об/мин | 760 – 840 | |
NSOL | Желаемые обороты ХХ | Об/мин | 800 | |
MOMPOS | Текущее положение РХХ | — | 85 | 20–55 |
TEI | Длительность импульсов впрыска | мс | * | 1,4 – 2,2 |
MAF | Сигнал ДМРВ | В | 1 | 1,15 – 1,55 |
TL | Параметр нагрузки | мс | 1,35 – 2,2 | |
ZWOUT | Угол опережения зажигания | п.к.в | 8 – 15 | |
DZW_Z | Уменьшение зажигания при детонации | п.к.в | ||
USVK | Сигнал датчика каслорода | мВ | 450 | 50 – 900 |
FR | Коэфф. коррекции времени впрыска | — | 1 | 0,8 – 1,2 |
FRA | Мультипликативная составляющая коррекции самообучения. | — | 0,8 – 1,2 | 0,8 – 1,2 |
TATE | Коэфф. заполнения сигнала продувки адсорбера | % | 0 – 30 | |
ML | Массовый расход воздуха | кг/час | 10** | 6,5 – 11,5 |
QSOL | Желаемый расход воздуха | кг/час | * | 7,5 – 10*** |
IV | Текущая коррекция рассчитанного расхода воздуха на ХХ | кг/час | +/- 1 | +/- 2 |
QADP | Переменная адаптация воздуха на ХХ | кг/час | +/- 5 | +/- 5 |
VFZ | Текущая скорость автомобиля | км/час | ||
B_VL | Признак мощностного обогащения | да/нет | нет | нет |
B_LL | Признак работы на ХХ | да/нет | нет | да |
B_EKP | Признак включения бензонасоса | да/нет | нет | да |
S_AS | Запрос на включение кондиционера | да/нет | нет | нет |
B_LF | Признак включения эл. вентилятора | да/нет | нет | да/нет |
S_MILR | Контрольная лампа | да/нет | нет | да/нет |
B_LR | Признак попадания в зону рег. по ДК | да/нет | нет | да/нет |
* Значение параметра трудно предсказать и при диагностике не используется
** Параметр имеет реальный смысл только при движении автомобиля
*** Обычно желаемый расход воздуха именуется расcчитаным расходом воздуха, и обычно он значительно больше указанного – всё зависит от засорённости РХХ и обводного канала, он рассчитывается из оборотов и положения РХХ, то есть, если системе надо поддержать например, 800 оборотов, а РХХ при этом надо открыть на 60 шагов, то теоретический расход воздуха будет примерно 18 кг/ч. При настройке обводных каналов (при чистке патрубка, установки нового РХХ) сравнивается измеренный расход воздуха с расчётным, (в установившемся режиме) положением заслонки (с последующей инициализацией контроллера) чтобы оба параметра при работе двигателя сравнялись, или чтобы разница была не более 1,5–2 килограмма.
ЭСУД с контроллерами 2111-1411020-80/81/82, 21114-1411020-30/31/32, 21124-1411020-30/31/32.
Советы по устранению перегрева ноутбука
Чтобы ноутбук не перегревался, придерживайтесь простых правил эксплуатации и следите за температурными показателями. Например, расположенный на столе ноутбук с запущенной тяжелой «игрушкой» может греться точно так же, как и при размещении на постели с запущенным сериалом.
В первом случае: кулер справляется хорошо, вентиляция не закрыта, компьютер нагревается при выполнении сложных задач.
Во втором случае: кулер не справляется, так как вентиляция закрыта тканью (или другим материалом) и ноутбук нагревается даже при незначительных задачах.
Необходимо делать все, чтобы циркуляции воздуха ничего не мешало. Если кулер не справляется с охлаждением, то есть только два сценария быстрого решения проблемы: увеличить обороты вращения лопастей или отказаться от выполнения сложной задачи компьютера.
Программы для процессоров Intel
Стоит сразу отметить, что для разгона процессоров от различных производителей требуются разные программы. Потому в данном материале они будут разбиты по категориям. И начнем мы с программ, которые требуются для разгона процессоров Intel.
№1. SetFSB
Это небольшая утилита, которая позволяет менять опорную частоту рабочей шины процессора. Но перед ее использованием неплохо было бы узнать, поддерживает ли SetFSB вашу материнскую плату. Ведь именно ее шина подвергается разгону.
Всю необходимую информацию можно узнать на сайте разработчика. В том числе и сведения о типах поддерживаемых процессоров. Но и это еще не все. Программа не заработает на вашем компьютере, если вы не знаете тип клокера (генератора частоты).
А посмотреть его можно в информационных программах типа AIDA64. После этого можно переходить к работе с программой. Работать с ней довольно просто. Для начала ее нужно запустить с помощью исполняемого файла.
Сначала в главном окне программы нужно выбрать правильный тип клокера, а потом нажать на кнопку «Get FSB». Программа покажет текущую частоту клокера.
Теперь нужно передвинуть ползунок на одно деление и нажать кнопку «Set FSB». При этом нужно внимательно следить за температурой процессора. Для этого существуют специальные приложения. Хотя и в той же AIDA64 можно мониторить температуру.
Продолжать передвижение ползунка нужно до тех пор, пока температура процессора нормальная. Если она уже близка к критической, то разгон стоит прекратить и закрыть программу. Во избежание различных нехороших последствий.
Особенностью разгона при помощи SetFSB является то, что после перезагрузки все значения процессора и шины материнской платы сбрасываются на стандартные. Если после рестарта тоже нужен разгон, то придется запустить утилиту еще раз.
№2. CPUCOOL
Еще одна бесплатная утилита для разгона процессоров Intel. Эта программа обладает русским интерфейсом, поэтому использовать ее гораздо проще, чем предыдущую. Но тип клокера все равно нужно знать. Без этого – никуда.
Скачать данную утилиту можно совершенно бесплатно на официальном сайте разработчика. Процесс установки прост и понятен. Даже новичок с ним разберется. Однако после установки обязательно нужно перезагрузить ПК или ноутбук для того, чтобы программа смогла нормально работать.
После перезагрузки достаточно будет запустить программу при помощи соответствующего ярлыка на рабочем столе компьютера. Сразу же откроется монитор системных ресурсов, и программа будет считывать состояние железа в режиме реального времени. Но нам нужно не это.
В главном окне программы жмем на «Функции» и выбираем пункт «Изменить частоту шины/изменить скорость ЦПУ».
Теперь выбираем нужный PLL, его тип и жмем кнопку «Взять частоту».
Теперь при помощи стрелочек возле строки отображения частот начинаем увеличивать показания на один шаг. После каждого увеличения жмем кнопку «Установить частоту» и проверяем температуру железа.
Как только достигли нужного результата, то нажимаем на кнопку «ОК» и закрываем программу.
Теперь ваш процессор будет работать на повышенных частотах. Однако у этой утилиты есть такая же особенность, как и у SetFSB. После перезагрузки компьютера или ноутбука все значения сбросятся на стандартные.
Тем не менее, это один из способов разгона процессоров Intel в домашних условиях программными силами. Но особо увлекаться таким разгоном не стоит, так как для ЦП вредно долго работать на повышенной частоте.
№3. Intel Extreme Tuning Utility
Превосходная программа для разгона и оптимизации, выпущенная и сертифицированная самим производителем процессоров. Однако и в ней при попытке разгона появляется информация о том, что производитель в этом случае не несет никакой ответственности.
Данная утилита позволяет получить исчерпывающую информацию об аппаратной платформе компьютера, может провести стресс-тест и содержит в себе различные бенчмарки для тестирования производительности.
Но главное – она умеет разгонять процессор. А ведь именно это нам сейчас и надо. Скачать программу можно совершенно бесплатно на официальном сайте Intel. Установка стандартна. А для разгона нужно сделать следующее.
После запуска утилиты в ее главном окне нужно перейти на вкладку «Basic Tuning».
Теперь показатели частоты в соответствующих окошках. После каждой смены щелкаем кнопку «Apply» и следим за температурой.
После того, как желаемый результат был достигнут просто закрываем программу. При рестарте компьютера настройки сбиваться не будут, так как утилита запускается вместе с операционной системой по умолчанию.
Это была последняя программа для разгона процессоров Intel. Она также является наиболее простой и самой эффективной. Теперь пора перейти к разгону процессоров от AMD. Там тоже есть много интересного.
Скачать SpeedFan 4.52:
Примечание: если указать слишком маленькие величины для «желаемой температуры» или «минимальной скорости», вы можете столкнутся с ситуацией, когда обороты вашего вентилятора будут слишком часто меняться — раз в минуту или две. Это не правильно, и опасно для вашего компьютера, еще и раздражительно — поэтому, вам лучше поиграться еще с настройками программы SpeedFan и найти более подходящий вариант.
Неисправности воздухо-подачи
Когда двигатель при переходе к малым оборотам дрожит, следует проверить, в каком состоянии находится фильтр очистки воздуха.
В обеих рассмотренных случаях топливный заряд начнет сгорать медленней и с меньшим выделением энергии. От этого также начнет увеличиваться нагарообразование на свечах зажигания и слабеть искровой пробой на электродах свечей.
Воздушный фильтр с грязью