3. 4 Регулировка тепловых зазоров в клапанном механизме карбюраторного двигателя
3.4 Регулировка тепловых зазоров в клапанном механизме карбюраторного двигателя
В процессе работы двигателя происходит естественный износ его трущихся, соприкасающихся частей, в том числе клапанов, рокеров, распредвала. Зазор в приводе “кулачок распредвала-рокер-клапан” увеличивается, появляется стук, цоканье. Называют его “стук клапанов”.
Он хорошо различим на фоне остальных шумов, слышен с равномерными интервалами, частота его меньше частоты любого другого стука в двигателе. Иногда этот стук клапанов пропадает полностью после прогрева двигателя. При наличии этого цоканья пора подумать о регулировке теплового зазора (далее регулировке клапанов) между рокером и кулачком распредвала. Регулировку клапанов лучше приурочить к замене масла в двигателе.
Почему? Пыль, грязь, песок, который случайно попадёт в двигатель при регулировке, будут удалены вместе со старым маслом и масляным фильтром.
Тепловые зазоры проверяют и регулируют на холодном двигателе. Для впускных клапанов (2, 3, 6, 7) зазор устанавливаем 0,15 мм, а для выпускных (1, 4, 5,
– 0,2 мм.
Наизусть запоминать какие впускные, а какие выпускные клапаны совсем не обязательно, достаточно взглянуть на впускной и выпускной коллекторы. Напротив труб впускного коллектора будут расположены впускные клапаны, а напротив труб выпускного коллектора – выпускные.
Зазор постарайтесь выставить с максимальной точностью. При большом зазоре происходит сильный износ рокера, кулачка распредвала и торца клапана, а при маленьком – прогорают тарелки клапанов.
Перед регулировкой клапанов необходимо сначала проверить крепление корпуса подшипников распредвала, совмещение меток на шкиве коленвала и звёздочке распредвала, натянуть цепь.
Регулировать можно двумя способами, щупами или с помощью специального приспособления с микрометром. Регулировка щупами долгая и неточная операция. Не учитываются неровные поверхности между рокером и кулачком распредвала, соответственно зазор будет плюс-минус километр. Поэтому предпочтение лучше отдать планке с микрометром. Легко, точно и быстро в течение 18-22 минут можно отрегулировать все восемь клапанов. Ошибиться в порядке регулировки невозможно, т. к. на планке обозначен номер клапана и на какой угол нужно повернуть коленвал для его регулировки. С процедурой легко справиться даже новичок.
Регулировка клапанов ГАЗ-53 на газу
: ГАЗ-53 — отечественный грузовик, который выпускался Горьковским заводом в 1961—1993 годах следующими сериями:
- ГАЗ-53Ф (1961—1967);
- ГАЗ-53А (1965—1983);
- ГАЗ-53-12 (1983—1993).
ГАЗ-53 — самый распространенный грузовик в СССР и теперь в России и странах СНГ, а также одна из наиболее узнаваемых марок отечественного автопрома, ставший едва ли не легендой советской автомобильной промышленности.
Кроме того, он экспортировался во многие страны соцлагеря, на Кубу, во Вьетнам, в КНДР и т.д.
Виды клапанов в ГАЗ-53:
- впусной стальной;
- выпускной стальной.
Частота регулировки клапанов ГАЗ-53
Регулировка клапанов необходима при увеличении расхода топлива и снижении оборотов двигателя или при появлении посторонних шумов в двигатели или около выхлопной трубы. Это происходит из-за появления зазоров клапанов ГАЗ-53, иными словами, вам будет сложно завести автомобиль: либо не с первого раза, либо с шумами, стуками.
Регулировать клапаны необходимо в среднем каждые 700 км пробега, — это при условии эксплуатации без дополнительных помех и нагрузок. Если вы едите по бездорожью, то проверять клапаны было бы неплохо через каждые 300 км пути. К тому же важно учитывать и сколько автомобиль находится на ходу в целом.
Помочь предотвратить неполадки с автомобилем могут профилактические осмотры самостоятельно или в автосервисе.
Регулировка клапанов ГАЗ 53
Говоря о регулировке клапанов, имеют в виду регулировку зазоров клапанов ГАЗ-53 на холостом ходу. Она осуществляется между носиками коромысел и стержнями клапанов. Если у вас нет опыта и необходимых знаний, то за такой ремонт браться самостоятельно не рекомендуем. Однако же если вы уверены в своих силах, то воспользуйтесь регулировочным винтом и контргайкой.
0,25–0,30 мм (минимум 0,15–0,20 мм) — такой должен быть зазор между клапанами и коромыслами.
Важно помнить: один клапан должен свободно перемещаться, второй — не заходить в зазор.
Убедитесь, что клапаны всех 8 цилиндров закрыты. Установите коленвал в верхней мертвой точке такта сжатия в первом цилиндре. Ослабьте контргайку, щупом выставите нужный зазор. Подкручивайте винт неспешно, постепенно регулируя и проверяя размер зазора, не удаляя щуп.
Сначала отрегулируйте один клапан, убедитесь, что все выполнено правильно. Далее продолжайте работать с клапанами в таком порядке: 5–4–2–6–3–7–8. Между цилиндрами прокручивайте коленвал на четверть оборота.
Правильность можно оценить и интуитивно, опять-таки, если вы опытный владелец ГАЗ-53.
Технические характеристики ГАЗ-53-12:
- двигатель: 115 л. с. / 3200 об/мин;
- 8-цилиндровый, V-образный, 4-тактный, карбюраторный, 4254 см3. Диаметр цилиндра / Ход поршня: 92/80 мм;
- коробка передач: 4 вперед + 1 задняя;
- длина: 6395 мм;
- ширина: 2280 мм;
- высота: 2190 мм;
- база: 3700 мм;
- дорожный просвет: 265 мм;
- снаряженная масса: 3 200 кг;
- грузоподъемность: 4 500 кг;
- размер шин: 8,25–20 дюймов;
- емкость топливного бака: 90 л;
- максимальная скорость с полной нагрузкой по шоссе: 90 км/ч;
- контрольный расход топлива при скорости 40 км/ч: 24 л/100 км;
- основное топливо — сжиженный нефтяной газ, дублирующее — бензин марки А-76.