Frontoil.ru

Авто Масла
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стук в рулевой рейке на Лада Калина: причины и ремонт

Стук в рулевой рейке на Лада Калина: причины и ремонт

Рулевой механизм автомобиля предназначен для изменения направления его движения. Он отработан и обкатан за больше чем сто лет, но дотошные конструкторы всё равно находят новые решения для улучшения её работы.

Не является исключением и рулевая рейка — относительно простой и надёжный механизм, принцип действия которого основан на взаимодействии пары «зубчатая рейка-червяк рулевого вала», превращающем вращательное движение рулевого вала в поступательно-возвратное движение рулевых тяг.

Конструкция

Конструкция рулевой рейки: 1 – пыльника вала, 2 — болты крепления крышки, 3 — тарельчатая шайба, 4 – сальник червячного вала, 5 – крышка червячного механизма, 6 – манжета уплотнительная, 7 – упорный подшипник, 8 – вал червяка с подшипником, 9 – рашпиль, 10 – левый пыльник, 11 –бинокль, 12 – скоба бинокля, 13 – заглушка гайки, 14 – упорная гайка подтяжки, 15 – упорная пружина, 16 – стопорная манжета, 17 — манжета упорного поршня, 18 — упорный поршень рашпиля, 19 – вкладыш поршня, 20 — болт рулевых тяг, 21 – стопор, 22 – пластина, 23 – пластиковый хомут, 24 – пыльник рулевой рейки, 25 – левый боковой пыльник, 26 – труба рулевой рейки.

Ремонт рулевой рейки калина

Рулевое управление любого автомобиля требует ухода и своевременного обслуживания. Стоит допустить одну неточность или невнимательность, и это скажется на управляемости автомобиля. Это не только и не столько комфорт и удобство в управлении, сколько безопасность наша, и наших окружающих. Поэтому при признаках неадекватного поведения автомобиля нужно обращаться за помощью.

Надоело постоянно ремонтировать свою Калину? Узнайте цены на на электросамокаты, подивитесь им и, быть может, вы захотите пересесть на этот вид транспорта?

В большинстве случаев так и поступают владельцы автомобилей со сложной и дорогой конструкцией, но если у нас родная ВАЗ, то обойтись можно своими силами. Калина – недорогой, надежный и неприхотливый автомобиль. Как и любой технике, ей нужен уход и своевременное обслуживание рулевого управления в целом, и в частности, рулевой рейки.

Важность рулевой рейки Диагностика и признаки неисправности рейки Калины

Прежде, чем лечить, нужно знать, что болит. Прежде, чем начать ремонт рулевой рейки калина, нужно убедиться в том, что именно она виновата в:

Уход за рулевой рейкой

  • неприятных стуках под капотом при переезде неровностей;
  • люфте рулевого колеса;
  • повышенном усилии при повороте руля;
  • появлении масляных пятен под машиной во время стоянки;
  • заедании рулевого колеса;

При появлении этих признаков, скорее всего, в ремонте нуждается именно рейка, но убедиться в этом просто – откройте капот и подергайте рулевую тягу, которая идет от рейки. Если она болтается в картере рейки – все понятно и дальнейшая диагностика бессмысленна. Идем в магазин и покупаем ремкомплект для рулевой рейки Калина.

Читайте так же:
Как отрегулировать тросик газа на мотоблоке

Инструменты и ремкоплекты

Для полноценного ремонта рулевой рейки нам придется ее полностью демонтировать и произвести осмотр и дефектацию. Как правило, все резиновые и пластиковые детали рейки будут подлежать замене, поэтому, чтобы не терять времени зря, о ремкомплекте позаботимся сразу. В него должны входить все резиновые уплотнители, пыльники, два подшипника – игольчатый и шариковый, и пластиковая втулка. Это неполный комплект.

Детали и ремкомплекты

Для капитального ремонта рейки, кроме всего вышеназванного, в него должны входить еще сама рулевая рейка и шестерня с валом. Если ваш рулевой механизм в более-менее приличном состоянии, то хватит и малого комплекта, а если вы в этом не уверены, тогда придется брать полный набор. Но это в любом случае дешевле, чем покупать новую рейку.

Для работы нам понадобится обычный набор инструментов плюс несколько съемников, которыми не помешает обзавестись на будущее. Это съемник пальца рулевой тяги и стандартный двулапый съемник для выпрессовки подшипников.

Демонтаж рулевой рейки и ее разборка

Теперь, когда мы материально подготовлены к ремонту рейки, стоит приступать к ее снятию. Для этого очистим зону, в которой расположен узел, от пыли и грязи, обеспечим доступ к креплению рейки и рулевых тяг. Мы предлагаем провести работу в таком порядке:

Открутить болт

  1. Cнять переднее колесо, не забыв растормозить ручник, и подложить башмак под заднее колесо.
  2. Открутить болт, который фиксирует рулевой вал на шлицах.
  3. Расшплинтовать и раскрутить гайки пальцев рулевой тяги на поворотном кулаке.
  4. Съемником выдавить палец из шкворня.
  5. Раскрутить резьбовые крепления картера рейки к кузову автомобиля.
  6. Вынуть рейку через колесную арку, не снимая рулевых тяг.

Рейка у нас в руках, осталось ее хорошенько помыть, протереть и зажать в тисках картер через деревянные бруски.

Снимаем рулевые тяги

Снимаем рулевые тяги, предварительно расконтрив болты. Это удобнее делать при снятой рейке, потому что при установке ее назад монтаж тяг может причинить дополнительные хлопоты. Срезаем с пыльников затяжные хомуты, крепящие их к картеру, и снимаем их, оценивая состояние износа. Лучше при сборке заменить их новыми, даже если на вид они выглядят прилично. Резина есть резина. После этого снимется центральный пыльник с гофрой. Его тоже лучше заменить новым.

Неприглядная картина

Скорее всего, картина, которую вы увидите, будет неприглядной – грязь, перемешанная состарой смазкой сделали свое грязное дело, поэтому не отчаиваясь, раздираем рейку до конца. Раскручиваем крышку подшипника, извлекаем пружину и металлический упор, пластиковую втулку и все уплотнители. Максимально наглядно мы попытались представить это на фото.

Читайте так же:
Ремонт и регулировка газового оборудования ловато

Раскручиваем крышку подшипника

Правильная сборка рулевой рейки

Все изъятые детали нужно вымыть и протереть, а те, которые есть в ремкомплекте, утилизировать. Если сама рейка выглядит не очень уставшей, то можно ее не снимать, а просто промыть и хорошо промазать прямо в картере. То же касается и зубчатого вала. Если подшипник имеет хоть малейщий люфт, его стоит поменять, применив двулапый съемник.
Очень важный момент. Если вы хотите, чтобы рулевое колесо стояло ровно, то нужно совместить при сборке метки на рейке и на картере, как показано на рисунке.

Правильная сборка рейки

После этого набиваем смазкой Фиол или Литол24 отверстие, куда после вставим новый упор, пружину и уплотнительное кольцо. Сверху навинчиваем гайку и проводим полную сборку в обратном порядке.

Установка рулевой рейки тоже не должна вызвать трудностей. Единственное, что нужно не забыть – после небольшого пробега протянуть все резьбовые соединения. Они имеют свойство ослабляться от вибрации сразу после установки новых деталей. Рейка отремонтирована, руль вращается отлично, стуки исчезли. Чего мы и добивались.

Как проверить и отрегулировать эти параметры

На станциях техобслуживания (СТО) для проверки этих параметров используют специальные стенды и приборы, но дома можно обойтись без них.

Для проверки всех параметров потребуется ровная площадка, желательно с асфальтовым или бетонным покрытием. А также:

  • мел;
  • рулетка;
  • тонкая веревка или толстая нитка;
  • грузик;
  • уровень;
  • штангель-циркуль;
  • деревянные бруски, алюминиевая труба или профиль;
  • компрессор с манометром;
  • набор рожковых и накидных ключей;
  • яма или эстакада достаточной длины.

Эти инструменты должны быть у каждого владельца «Лады Калины», который хочет самостоятельно обслуживать свой автомобиль.

Порядок действий

Вот порядок действий, которого необходимо придерживаться для получения наилучшего результата:

  1. Визуальный осмотр всех элементов рулевой и ходовой систем, а также устранение любых неисправностей.
  2. Проверка/регулировка кастора.
  3. Проверка/регулировка развала.
  4. Проверка/регулировка схождения.

Рулевая и ходовая части автомобиля – это сложные системы, в которых любой элемент влияет на все остальные. Поэтому при любых неисправностях подвески невозможно выставить необходимые углы.

Угол развала и схождения колес

Угол развала и схождения колес

Порядок проверки углов обусловлен конструкцией автомобиля, ведь кастор влияет на параметры развала и схождения, а развал – на параметры схождения. Поэтому первым регулируют кастор, чтобы устранить его негативное влияние, которое возникает при неверной установке угла. То же самое и с развалом: его неправильный угол влияет на угол схождения, но вот угол схождения никак не влияет на угол развала.

Помните, для любых проверок и регулировок необходимо выполнить 3 условия:

  • установить автомобиль на ровную площадку;
  • выставить руль строго по центру;
  • промять подвеску, то есть всей массой нажимать в районе каждого амортизатора.

Кастор

Для проверки этого параметра действуйте так:

  1. Отметьте на ступичном колпаке центр вала ШРУС.
  2. Рейку положите на кузов так, чтобы ее торец проходил через центры штоков амортизаторов в опорных подшипниках.
  3. Закрепите на рейке нитку с грузиком, чтобы она проходила на расстоянии 1 мм от покрышки.
  4. Измерьте длину нитки до уровня центра вала ШРУС, а также расстояние между ниткой и центром вала ШРУС, затем определите угол. Для снаряженной «Калины» обоих поколений, в том числе с кузовом универсал, оптимальным является угол в 1,15 градусов ±30 мин, однако его можно увеличить до 2,5-3 градусов. Для «Kalina Спорт» оптимальным является угол в 3 градуса, однако его можно увеличить до 3,5-4.
Читайте так же:
Индикатор для регулировки зазора клапанов ваз

Для регулировки кастора поступайте так:

  1. Определите разницу между реальным и желаемым углом.
  2. Вывесьте переднюю часть автомобиля.
  3. Открутите переднюю гайку растяжки нижнего рычага.
  4. Открутите болты, фиксирующие кронштейн переднего шарнира растяжки.
  5. Посчитайте количество шайб до и после кронштейна.
  6. Снимите кронштейн.
  7. Перераспределите шайбы так, чтобы компенсировать разницу между реальным и желаемым углом.
  8. Соберите подвеску, затем промните ее и проверьте угол кастора.

Если значение кастора соответствует ожидаемому, вы все сделали правильно и этот параметр отрегулирован.

Развал

Чтобы проверить развал передних колес на «Калине» любой модификации, в том числе «Спорт» и «Кросс», установите рейку и нитку с грузиком, как описано выше. Затем измерьте расстояние от нитки до верхнего и нижнего краев колесного диска.

Оптимальным является отрицательный развал в 0–20 мин ±30 мин, то есть верхняя часть диска завалена внутрь относительно нижней от -0,3 до +1 мм.

Болты на развал схождение

Болты на развал схождение

Чтобы отрегулировать развал передних колес «Калины», сделайте следующее:

  1. Зафиксируйте домкратом переднюю часть кузова, чтобы исключить его проседание.
  2. Чуть-чуть ослабьте нижнюю и сильно ослабьте верхнюю гайки крепления поворотного кулака к амортизационной стойке.
  3. Поворачивая верхний болт с эксцентриком, установите необходимый угол развала.
  4. Закрутите обе гайки; уберите домкрат.
  5. Промните еще раз подвеску.
  6. Заново проверьте угол наклона колесного диска.

На этом регулировка развала колес на «Калине» завершена.

Схождение

Чтобы проверить схождение колес на «Калине» своими руками, сделайте следующее:

  1. Установите руль строго по центру. Для этого выкрутите рулевое колесо сначала до упора влево, затем до упора вправо, подсчитывая количество оборотов, а затем определите середину и установите руль в это положение.
  2. Проверьте давление в шинах, при необходимости подкачайте.
  3. Прожмите подвеску, всей массой надавливая на кузов в районе каждого амортизатора.
  4. Прикрепите к переднему и заднему бамперам деревянные бруски параллельно полу.
  5. Натяните между ними с обеих сторон машины нитки так, чтобы расстояние от нитки до прикрепленной к ступице части колесного диска было одинаковым на переднем и заднем колесе. Оптимальный зазор между ниткой и покрышкой – 5 мм.
  6. С помощью штангенциркуля измерьте расстояние от нитки до переднего и заднего краев диска переднего колеса с обеих сторон машины.
  7. Запишите значения для каждого колеса.
  8. Прокатите машину вперед или назад, чтобы колеса повернулись на 90 градусов. Затем повторите измерение и запишите результат, это необходимо для исключения влияния различных дефектов диска.
  9. Сделайте это же еще раз, затем сравните результаты измерений. Если они одинаковы, то диски ровные, если же различны, то необходимо либо заменить или прокатать их (это можно сделать не со всеми колесами), либо повторять измерения, поворачивая диск на 10 градусов, а затем определяя среднее значение.
Читайте так же:
Регулировка заднего сиденья уаз

Регулировку схождения колес на «Калине» делайте так:

  1. Очистите рулевые тяги от грязи.
  2. Ослабьте затяжные болты ключом на 13 (на первом поколении такой болт только 1, со стороны рулевого наконечника, а на втором поколении их 2, со стороны наконечника и тяги).
  3. С помощью муфты, соединяющей тягу и наконечник, отрегулируйте угол схождения каждого колеса, проверяя его по веревке. Для такой регулировки нужен ключ на 22.
  4. Выставив нужное значение, затяните затяжные болты с усилием 2-3 кг.

На этом регулировка схождения завершена.

Можно ли отрегулировать заднюю подвеску

Штатной регулировки развала и схождения задних колес на «Калине» всех модификаций, в том числе «Спорт», не предусмотрено. Любое отклонение от нормы говорит о дефекте каких-то деталей ходовой части. Тем не менее, калиноводы и механики придумывают различные способы их регулировки, ведь немного увеличенный отрицательный развал задних колес на «Калине» незначительно повышает устойчивость автомобиля в поворотах, но излишнее увеличение угла резко ускоряет износ покрышек.

Схождения колес «Калины», равно как и другие параметры подвески, оказывают огромное влияние на безопасность, а также комфорт езды. Поэтому очень важно правильно регулировать их. Причем необходимо регулировать все 3 параметра в строгой последовательности на полностью исправной подвеске. Любое нарушение установленного порядка действий негативно повлияет на результат.

Виды втулок для установки на механизм управления

  • бронза: наилучший материал сегодня, однако он требует идеальной и ровной цилиндрической формы основы. Не все изготовители представят подобные характеристики;
  • фторопласт: хороший антифрикционный материал, но при систематическом воздействии повышенной температуры подвержен деформациям без повторного восстановления;
  • капролоновая втулка: имеет средние показатели износостойкости, силе трения, однако ввиду бюджетной стоимости и соответствующего качества, пользуется спросом на рынке. Ввиду некой пластичности материала, обрабатывать заготовки приходится с высокой точностью. Такое возможно только в заводских условиях, что снижает показатель поделок;
  • полиэтиленрефталат, он же TECAPET: данный материал используют для изготовления на автомобили премиум сегмента ввиду его высоких технических характеристик.

В статье не упомянуто о механизме с электрическим типом привода. По сути разницы никакой нет при замене втулки рулевой рейки или иной комплектующей детали. Ознакомившись с рекомендациями, решили самостоятельно пробовать устранить поломку – дерзайте, но будьте предельно осторожны и внимательны.

Читайте так же:
Как отрегулировать предохранительный клапан гур камаз

Какие рулевые наконечник выбрать

При выборе запчастей следует определиться, устанавливать заводские или аналоговые детали. Зачастую детали устанавливаемые с завода служат намного дольше, чем те, что мы устанавливаем на замену. Однако иногда даже оригинальные детали служат меньше положенного срока.

11180-3414057-00

  • Левый рулевой наконечник 11180-3414057-00 (ВАЗИНТЕРСЕРВИС /ОАТ/) цена от 450 руб
  • Правый рулевой наконечник 11180-3414056-00 (ВАЗИНТЕРСЕРВИС /ОАТ/) цена от 450 руб

Неплохого качества и пользующиеся большой популярностью наконечники фирмы ТРЕК

oat

  • Левый наконечник TR70-107 цена от 400 руб
  • Правый наконечник TR70-108 цена от 400 руб

Если нет возможности приобрести оригинальные заводские наконечники, можно выбрать аналоги:

belmag

  • HOFER HF 812002 цена от 700 руб комплект из 2 шт
  • БЕЛМАГ БM1118-3414056/57 цена от 800 руб комплект

Так же сразу комплектом из 2 штук можно приобрести наконечники фирмы ТРЕК TRST-110 цена от 850 руб комплект

Инструкция по замене

Поменять наконечники несложно, процесс может быть выполнен автолюбителем своими руками при наличии соответствующего инструмента. Установите автомобиль на ровной площадке. Его нужно поддомкратить с той стороны, где будет производиться замена наконечника, и снять колесо.

Если работы выполняются справа, то для удобства и руль нужно повернуть вправо.

Затем, очистив от грязи и пыли необходимые узлы, следует нанести проникающую смазку типа WD на резьбовые соединения.Теперь нужно ослабить болт, стягивающий наконечник с рулевой тягой, и вытащить плоскогубцами шплинт из шарового пальца. Отсоединить деталь от поворотного рычага легче специальным съемником.

Если его нет, можно воспользоваться монтировкой и молотком. Необходимо вставить монтировку между наконечником и поворотным рычагом, сделать расклинивающее движение и хлестко ударить молотком по серьге поворотного рычага. После нескольких ударов наконечник выскочит из зацепления.

Для демонтажа рулевого наконечника следует отвинтить его от тяги. Сосчитайте количество оборотов до полного его отвинчивания: это очень поможет при установке новой детали и проведении регулировочных работ. Откручивать наконечник нужно почасовой стрелке, поскольку соединение имеет левую резьбу. После замены все детали устанавливаются строго в обратном порядке.

Для того, чтобы автомобиль не подвел вас в самый важный момент, необходимо своевременно проводить диагностику двигателя, тормозной и ходовой систем. К примеру необходимо следить за состоянием шаровых опор, рулевых тяг и наконечников. В этой статье мы рассмотрим замену рулевых наконечников на Лада Калина своими силами. Процесс это не сложный и справиться с ним можно самостоятельно.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector