Сцепление трактора Т 40 – обеспечивает плавность начала движения и переключение скоростей
Сцепление трактора Т 40 – обеспечивает плавность начала движения и переключение скоростей
Сцепление — один из ключевых узлов любого транспортного средства. От его исправности зависит правильное переключение передач и, следовательно, движение трактора. Плавность хода, удобство управления, оптимальное распределение нагрузки между двигателем, ходовой и валом отбора мощности тоже зависят от работоспособности этого важного узла. Своевременная регулировка сцепления Т 40 обеспечит комфортное управление трактором и послужит надежной профилактикой поломок. Трактор Т-40 — наследие советского автопрома. Среди приоритетов при разработке узлов и агрегатов была возможность выполнить обслуживание и ремонт в буквальном смысле в полевых условиях. Это одна из причин, по которой эти тракторы по-прежнему востребованы: все необходимые работы можно выполнять своими руками, в гараже, сокращая расходы на профессиональное обслуживание. Регулировка сцепления — одна из тех операций, которые легко освоить.
Трактор Владимирец 2048
Машина предназначена для выполнения работ в сельском хозяйстве. Колесная формула машины 4х4, благодаря этому, трактор может передвигаться по бездорожью.
Модель имеет рамную конструкцию. Силовой агрегат расположен в передней части рамы. Управление машиной осуществляется поворотом колес передней оси.
ИНТЕРЕСНО: В зависимости от дополнительного оборудования, трактор 2048 применяется в сельском хозяйстве, промышленности, коммунальной сфере и т.д.
Трактор Владимирец 2048 оборудован трехцилиндровым дизельным двигателем. Технические характеристики мотора:
- Марка силового агрегата – д-130;
- Количество рабочих цилиндров – 3;
- Расположение цилиндров – вертикальное, рядное;
- Объем силовой установки – 3120 см3;
- Максимальная мощность – 45 л.с.;
- Расход дизельного топлива – 241 г/кВт за один час.
Низкий расход топлива позволяет использовать машину долгое время без дозаправки.
Силовой агрегат работает с механической коробкой переключения передач. Она имеет 8 передних и 6 задних передач. Переключение возможно после выключения сцепления. Муфта сцепления двухдисковая, сухая, находится постоянно во включенном положении. Выключение осуществляется нажатием на педаль на посту механизатора.
ВНИМАНИЕ: Для исключения рывков при начале движения муфта сцепления оборудована двумя дисками с фрикционными накладками.
Габаритно массовые параметры модели:
- Длина с прицепным устройством – 3.46 метра;
- Ширина по зеркалам – 1675 мм;
- Высота – 2.6 м;
- Расстояние между осями (продольная база) – 2.45 м;
- Колея по центрам колес передней оси – регулируемая от 1322 до 1533 мм;
- Колея задних колес – регулируемая от 1210 до 1484 мм;
- Вес машины без дополнительного оборудования – 2750 килограмм.
СПРАВКА: Существует модификация трактора «2048А», она имеет аналогичные технические характеристики. Отличительной особенностью 2048А является более легкий вес.
Достоинства и недостатки
От предшественника были взяты надежность, простота, качество сборки. Отдельные узлы дорабатывались, что сказалось на их прочности и долговечности.
Машина отличается большой емкостью топливного бака и малым расходом горючего. Трактор нормально отрабатывает две полноценные смены на одной заправке. У современных вариаций расход топлива и масла дополнительно снижен на треть.
Производительность на пахоте средняя. На транспортных работах — отличная. Машина легко работает с перегрузом. Вал отбора мощности и конструкция прицепного устройства (постоянная скорость вращения вала – 540 об./мин.) позволяют применение оборудования старого образца, уже снятое с производства.
Особенность шасси в том, что имеется возможность менять клиренс и ширину колеи задних колес, приспосабливая их под выполнение различных задач.
Установка дизеля воздушного охлаждения снизила металлоемкость и упростила машину. Нареканий на работу охлаждения нет, хотя в жаркую погоду при выполнении задач с большой нагрузкой рекомендуется следить за температурой масла.
Некоторое недовольство пользователей трактор Т-30 с передним ведущим мостом все же заслужил — карданный вал у него расположен низко, поэтому есть риск повредить его при глубокой колее. Также нарекания встречаются на качество уплотнителей магистралей гидросистемы и сальников гидронасосов. Есть претензии к надежности редукторов переднего и заднего мостов. Хотя, по отзывам владельцев, последние дефекты носят характер лотереи.
Кабина неплохо отапливается, обзорность из нее отличная — сказывается большая площадь остекления. Вот только сконструирована она по стандартам 1970-х, поэтому к эргономике нареканий масса.
Модификации машины
Выпускалось не так много модификаций основной модели. Отличия между ними минимальные. В основном различия касаются сцепления трактора Т-30 (одно- или двухдисковое) и особенностей вала отбора мощности. Основные модификации:
- Базовым считается трактор Т-30-69. Привод только на задние колеса, однодисковое сухое сцепление постоянного соединения и зависимый вал отбора мощности. Ориентирован на сельскохозяйственные работы. Может транспортировать прицеп массой до 1600 кг.
- Вариация Т-30-70. Два диска в муфте сцепления. Вал отбора мощности уже независимый. В основном модификация поставлялась для работы на виноградниках.
- Модификация Т-30А-80. Стандартный передний мост трактора Т-30 заменен на ведущий, включаемый автоматически при пробуксовке любого заднего колеса. Трактор рассчитан на эксплуатацию в предельно тяжелых условиях, хорошо переносит разбитые проселки. Может транспортировать прицеп массой до 2100 кг. Радикально переработана вся гидравлическая система. Подвесное устройство на этой машине справляется уже с весом в 1000 кг.
- Вариант Т-45. По сути, тот же базовый Т-30, но с двигателем повышенной мощности в 45 л.с. Выполняет все те же задачи, что и предшественники, только с большей скоростью. Хорошо зарекомендовал себя на фермерских хозяйствах увеличенной площади.
- Т-30-КО. Снегоуборочная машина на базе Т-30.
Технические данные
Для основных модификаций трактора Т-30 технические характеристики примерно одинаковы. Отличается только вес — от 2020 до 2500 кг.
Технические характеристики | Значение |
---|---|
Дизель | Четырехтактный двухцилиндровый воздушного охлаждения Д-120 с камерой сгорания в поршне. Модификации различаются количеством плунжеров в ТНВД, компрессором воздушной системы |
Мощность | 30 л.с. (22,1 кВт) |
Габаритные размеры | Высота с металлической кабиной 2,48 м; длина 3,18 м; ширина 1,56 м |
Дорожный просвет | 34,5 см |
Коробка передач | Механическая, шесть нормальных скоростей вперед и две — назад. Есть редуктор, добавляющий две передние пониженные скорости. Коробка может быть перестроена под длительную езду задним ходом. При установке ВОМ в муфте сцепления добавляется дополнительный диск для его привода. Возможны два варианта валов, отличающихся диаметром и количеством шлиц. |
Расход топлива | 180 г/л час |
Тормоза | На трансмиссии. Для прицепа может быть установлен отдельный тормозной цилиндр. |
Давление гидросистемы | 14-17,5 МПа |
Стандартное подвесное устройство | Трехточечное |
Эксплуатация
Типовое руководство по эксплуатации и ремонту трактора Т-30 рекомендует менять моторное масло через каждые 250 моточасов. Гидравлическое масло — через 500 моточасов. Трансмиссионное — раз в год в начале сезонных работ.
У трактора Т-30 давление в колесах можно менять, в зависимости от вида работ и почв, но для большинства режимов подходят 1,8-2,0 атмосферы.
Из неисправностей наиболее часто встречаются недобирание мощности и перегрев. В первом случае следует проверить топливный фильтр, форсунки или ТНВД. Во втором – самыми частыми причинами являются загрязнение оребрения цилиндров, недостаток масла, загрязнение сетки вентилятора, проблемы с приводным ремнем вентилятора.
В основном, при соблюдении рекомендованных режимов эксплуатации и регулярном ТО машина работает без нареканий многие годы.
Регулировка сцепления
Как и в случае с МТЗ 82(80) настройку сцепления осуществляют в два этапа. Первая настройка осуществляется непосредственно на двигателе с рассоединённой трансмиссией трактора, где регулируют положение отжимных лапок корзины. Второй этап заключается в настройки свободного хода педали привода управления муфтой.
Положение и зазор лапок
Для равномерного прилегания и отвода дисков механизма по всей своей плоскости очень важно, чтобы отжимные рычаги своими тремя контактирующими частями с рабочей плоскостью выжимного подшипника (отводкой) были в положении одной вертикальной плоскости. Данная настройка обеспечит органичную работу механизма сцепления с равномерным прилеганием ведущих и ведомых дисков по всей рабочей плоскости. Это условие максимально продлит рабочий ресурса узла и исключит возможность частичного рассоединения потока мощности от двигателя к трансмиссии при выключении муфты.
Положение лапок изменяют отворачиванием или затягиванием регулировочных гаек, где зазор от контактной поверхности каждого отдельного отжимного рычага до торца ступицы упорного диска должна составлять 14+/-0,5 мм. Допустимая разность зазоров в регулировке отдельных рычагов не должна превышать 0,3 мм. Фиксацию положения каждого отжимного рычага осуществляют стопорной пластиной.
Свободный ход педали управления
Данная регулировка не допускает недовключения муфты в отпущенном положении педали управления и неполного отключения сцепления при выжатой педали. Настройка осуществляется изменением длинны регулируемых тяг в приводе управления. Нормальным свободным ходом для педали управления муфтой сцепления на МТЗ 1221 есть ход в пределах 40-50 мм.
Порядок настройки
- Путём ослабления контргаек тяги 5 и расшплинтовкой соединительных пальцев в шарнире вилки отсоединить тягу от рычага 1.
- Затем ослабить контргайку 9 и отвернуть регулировочный болт 8 до полного прикасания педали 6 пола кабины и зафиксировать положение затяжкой контргайки 9.
- Установить рычаг 1 в положение касания выжимного подшипника с отжимными рычагами, повернув его против часовой стрелки.
- Установить длину тяги 5 до совпадения с соответствующими отверстиями шарнирного соединения вилки с рычагом 1.
- Затем укоротить тягу вворачиванием вилки 3 на пять — пять с половиной оборотов.
- Соединить вилку 3 тяги 5 с рычагом 1 с помощью пальца, зашплинтовать шарнир и законрить длину тяги 5.
При этом важно проконтролировать, что на участке свободного хода педаль обязательно возвращается до упора в пол кабины. В случае неполного возврата педали регулируют усилие пружины сервоустойства 7 привода управления с помощью затяжки болта, либо поворотом кронштейна 10 против часовой стрелки на оси болта крепления.
Свободный ход управления с гидроприводом
Отдельный порядок регулировки свободного хода привода управления сцеплением проводят на тракторах с реверсным постом управления, где в приводе установлен гидравлический рабочий цилиндр. Настройка заключается в регулировке зазора между толкателем и штоком рабочего цилиндра, а также зазора между отжимными лапками и рабочей поверхностью отводки. В данном случае оба зазора образуют суммарный свободный ход педали.
Настойка главного рабочего цилиндра прямого хода
В первую очередь регулируют гидропривод прямого управления, где при снятом цилиндре 18 устанавливают 21 шток в крайнее правое положение до упора в крышку, затем устанавливают рабочий цилиндр 18 в гидроусилитель 26 до касания штоку 21 с толкателем 22. Вращением вилки 4 на резьбе тяги добиваются совмещения соединительных отверстий с рычагом педали пальцем 5. Затем вворачивают вилку на 1,5-2 оборота, что обеспечивает свободный ход педали на величину А (8-11 мм). После соединяют пальцем рычаг педали с тягой толкателя и затягивают контргайку.
Настройка рабочего цилиндра реверсного хода
На реверсном главном цилиндре 14 привода управления по тому же принципу устанавливают зазор между толкателем 12 и поршнем 13. Отпускают контргайку вилки толкателя 8 и вращением в резьбе толкателя 12 добиваются свободного хода педали от исходного положения до касания толкателем поршня в пределах 4,5-9,5 мм (размер В на рисунке).
Настройка зазора отжимных рычагов
После настройки главных цилиндров устанавливают зазор лапок корзины. Отсоединяют тягу 30 от рычага 34. Поворачивают рычаг против часовой стрелки до упора выжимного подшипника в отжимные рычаги. Вращением вилки 32 по резьбе тяги добиваются совпадения соединительных отверстий и вворачивают вилку на 5,5-5 оборотов, после соединяют рычаг с тягой шплинтующимся пальцем и фиксируют вилку тяги контргайкой. Таким образом обеспечивается полный свободный ход «В» педали прямого хода в пределах 45-60 мм и суммарный свободный ход «Г» педали сцепления реверсного управления 60-80 мм.
- заимствовать старое исправное сцепление с мотоцикла «Планета» или «ИЖ»;
- взять мотоциклетную звездочку и соединить с наружным барабаном сцепления. Обеспечить свободное вращение последнего на валу трансмиссии;
- оснастить ведущий барабан храповиком;
- ведомые диски (их как правило, больше, чем ведущих) агрегировать на том же валу, что и основные. Они должны быть подвижными.
- закрепить конструкцию гайками.
Необходимо понимать, что главные диски сопряжены с внешним барабаном выступами, а ведомые – зубцами. Чтобы правильно собрать пакет из дисков, необходимо в начале расположить базовый – ведущий диск, затем ведомый, и далее – в такой же последовательности.
На фото ниже представлен схематический внешний вид этих двух деталей (слева – внутреннего диска, справа – внешнего).
В конце пристраивают нажимной диск, который стягивает многодисковое сцепление специальными пружинами .
Также конструкция требует инсталляции фрикционных накладок на ведущие диски. Сделать их несложно – из пластмассы или пробковых материалов.
Благодаря наличию между дисками масляной среды, ведущие и дополнительные элементы сразу не срабатываются, а значит – пуск происходит плавно и без пробуксовки.
Механизм, который должен получиться, в идеале должен выглядеть так.
Для того, чтобы избежать установки фрикционных элементов, смазка должна поступать в необходимых количествах и систематически. Вместо смазки можно использовать керосин.
Последняя описанная схема сборки имеет свои недостатки, связанные прежде всего обязательным присутствием масляной среды. Обойдя этот момент, можно изготовить надежное сцепление для минитрактора, долговечность которого в разы превысит ременную передачу.
На Т-25 стоит 2-цилиндровый 4-тактный дизель Д-21А1 с воздушным охлаждением. КШМ уравновешивается приливами на шкиве и валиком с двумя грузами, который вращается противоположно коленвалу, с той же частотой. Смазочная система, благодаря гидромуфте, регулирует тепловой режим автоматически. Распределительный насос НД-21/2 одноплунжерный, с двумя выступами на кулачке. За один оборот, плунжер делает два хода нагнетания.
В топливной системе воздух очищается 4-ступенчато: 2 обычных фильтра, плюс сухой инерционный и мокрый контактный. Качество удаления примесей – до 99,7%. Для ДТ есть фильтры грубой и тонкой очистки.
КПП механическая, на 6 передач (от 5,4 до 21,6 км/ч), с реверсом и удвоителем. Последний обеспечивает включение 2-х замедленных скоростей (1,66 и 2,45 км/ч). Полурамная конструкция, уникальная для того времени, дает возможность изменять агротехнический просвет от 0,308 до 0,515 м., и ширину колеи с шагом 5 см. Тормоза на задних колесах ленточные, плавающие. Можно управлять, с помощью ножных педалей, обоими вместе или каждым по отдельности.
У Т-25 задний зависимый односкоростной ВОМ и навесная система, а также гидрокрюк, вместо которого может стоять прицепное маятниковое устройство. Гидросистема раздельно-агрегатная, гидронасос с независимым приводом. Сцепление однодисковое, постоянно-замкнутое.
Привод у Т-25 только на задние колеса. Сегодня некоторые модификации делаются передне- или полноприводными. Кабина каркасная, одноместная, с вентилятором, отоплением, освещением и «дворником». Рулевая колонка наклонная.