3, 4, 7, 8, 11 скоростные планетарные втулки Shimano Nexus и Alfine; техническая информация
У планетарных втулок Shimano ширина по контргайкам находится в диапазоне от 127 до 135 мм. С помощью дополнительных прокладок можно увеличить эту ширину до 135 мм. Если отказаться от установки роллерного тормоза и использовать тонкие прокладочные шайбы, то можно уменьшить ширину втулки по контргайкам до 126 мм. Крепление типа центральный замок предназначено для установки роллерного тормоза Shimano. Доступны неоригинальные адаптеры для установки дисковых тормозов.
Оригинальные манетки Shimano можно установить только на прямые рули. Если у вас руль бараньи рога, то можете купить неоригинальные манетки.
Самой уязвимой деталью 7-скоростных и 8-скоростных планетарных втулок Shimano является большое внешнее кольцо подшипника с правой стороны. Shimano работает над улучшением пыльников, но всё же обойма подшипника до сих пор не защищена от попадания воды. Если её разъест коррозия, то придётся менять оболочку втулки, что повлечёт за собой замену всего колеса. Эта ситуация напоминает следующую историю: «из-за отсутствующего гвоздя потерялась подкова; из-за отсутствующей подковы погибла лошадь; из-за отсутствия лошади потерялся всадник; из-за потерявшегося всадника пропала связь; из-за отсутствия связи была проиграна битва, из-за проигранной битвы проиграна война».
У некоторых 8-скоростных втулок кольцо подшипника с правой стороны указано в качестве заменяемого компонента.
Курьеры на лошадях остались в 1700-х годах — сейчас эпоха цифровых технологий, но велосипедистам всё ещё предстоит сражаться с дождливой погодой. Настоятельно рекомендуем вместо специальной смазки использовать масло, которое поможет вам лучше защитить внутренние механизмы планетарной втулки. Втулки с ножным тормозом нельзя смазывать маслом — они смазываются особой высокотемпературной смазкой.
Когда и зачем нужно менять ротор дискового тормоза?
Много говорят вокруг о преимуществах дисковых тормозов. Вот прям всем они хороши: и обод остается целым, и модуляция хорошая, и мощность высокая. Но нет, говорить о плохом здесь не будем, а лучше поговорим о том, о чём вообще чаще всего молчат — о причинах замены роторов и признаках необходимости этой манипуляции.
Износ
Роторы дисковых тормозов обычно служат довольно долго, поэтому многие райдеры воспринимают этот элемент велосипеда, как не требующий внимания. Производители, тем не менее, указывают минимальную толщину ротора. Компания Shimano, например, свои роторы выпускает с толщиной рабочей поверхности в 1,8 мм, а замену рекомендуют производить при толщине 1,5 мм, что, собственно, на роторах и написано.
В компании SRAM считают, что ротор должен иметь толщину 1,85-1,9 мм, а его замену лучше не откладывать, когда толщина уменьшается до 1,55 мм. Ну, а если вашим ротором можно нарезать хлеб, то тут и замеры проводить не нужно.
В народе считается, что появление вокруг рабочей поверхности ощутимой ногтиметром ступеньки можно считать серьезным основанием для замены ротора. Хотя для этих целей лучше использовать штангенциркуль. Да, он то проинформирует о толщине ротора намного лучше, чем ноготь.
И потом, надо учитывать неравномерность износа ротора. То место, где вы прикладываетесь ногтем, вполне вероятно, может быть самым глубоким из-за неравномерного прижима колодок, так что. штангенциркуль наше “всё”.
Предугадать примерный пробег дисковых тормозов просто невозможно. Здесь играют роль материал колодок, вес райдера, дорожные условия, интенсивность торможения и. и много всего другого, что, порой, предусмотреть невозможно. Эксплуатация изношенных роторов, чья толщина приближается к критической или уже давно приближается к толщине фольги не рекомендуется в целях безопасности. Всегда возможна ситуация с экстренным торможением, и было бы, наверное, неприятно, если ротор просто разрушился бы от резкого срабатывания. В общем, не оттягивайте замену, помните о безопасности своей и ответственности за безопасность окружающих.
Изгиб
С трущимся о колодки ротором сталкивались все. Особенно часто сталкиваются владельцы гидравлических систем, так как колодки там подводятся довольно близко к ротору. Причина затирания кроется в изгибе ротора. Однако не спешите его сразу менять.
Разумеется, всё зависит от интенсивности этого затирания. Чаще всего проблема кроется в незначительном нарушении геометрии ротора. Тогда достаточно его подровнять, иногда даже руками — ракетные технологии тут не применяются.
Специальный инструмент для выпрямления ротора.
Случаются, правда, такие изгибы, правка которых практически неосуществима. Происходят они из-за перегрева, простого замятия при падении, замятия при постановке на велопарковку, при перевозке в автомобиле или самолете. Причин нарушения геометрии может быть много, но если вы глазом эту неровность можете заметить, то попытки вернуть всё в исходную позицию бессмысленны и бесполезны.
Апгрейд
Да, причина замены старого ротора может заключаться и в простом желании прокачать свой байк. Например, хочется больше уверенности в том, что тормоза не перегреются. Тогда обычный стальной ротор меняют на охлаждаемый. Выполняется такой ротор с алюминиевым телом заключенным между стальными накладками. Алюминиевая часть выходит далеко внутрь диаметра ротора и образует дополнительные ребра охлаждения. Перегреть такой ротор сложнее на затяжных спусках, чем обычный цельный кусок стали. Пока только Shimano научились делать такой продукт.
В теории такие роторы продлевают жизнь всей системы.
Во-первых, сами роторы служат дольше из-за более эффективного рассеивания тепла.
Во-вторых, тормозные колодки меньше подвержены эффекту выгорания, особенно заметно это на затяжных торможениях.
В-третьих, вся система склонна работать тише. Почему — не знаю, так говорят.
Как знать? Может вас не устраивает цвет алюминиевого паука. что тоже является полноценным основанием для замены ротора.
В-четвертых, тормозная мощность охлаждаемой системы выше, чем у обычной. Добавление охлаждаемых колодок, от всё той же Shimano, сделает вас и вовсе тормозным Богом.
Диаметр
Наиболее распространенными являются роторы диаметром 160 мм. Под этот размер большинство производителей рам закладывают основания для калиперов, чтобы не требовались адаптеры и переходники. Однако сейчас мы говорим о среднем велосипеде и велосипедисте.
Желание увеличить размер ротора на среднем велосипеде посещает, как правило, людей с большим весом. Ну, 90-100 кг, это уже много для средних тормозов. Куда комфортнее будет останавливаться велосипед с передним ротором на 180 мм. Задний ротор реже подвергается апгрейду, так как на него ложится около 40-30% всей нагрузки, всё остальное несет на себе передний тормоз. Кстати, некоторые велосипеды с большими размерами рам по умолчанию комплектуются роторами на 180 мм. Переход на больший ротор возможен только при условии наличия соответствующего адаптера, это важно помнить. Опять же мы говорим о среднем велосипеде, к коим принято относить какой-нибудь МТБ.
С шоссейными велосипедами всё примерно так же. Сзади там устанавливается ротор на 140 мм, а спереди на 160. Последнего более, чем достаточно, так как шоссейные колеса, априори, не в состоянии развить такую же тормозную мощность, как МТБ колеса. С другой стороны, увеличенный диаметр ротора позволяет лучше справляться тормозной системе с перегревами, что очень важно на затяжных скоростных спусках.
По своему опыту могу сказать, что с весом 60-70 кг устанавливать 180-е роторы вместо 160-х на МТБ бесполезно. Появляется избыточное торможение. Можно возразить, мол рукой меньше дави на тормоз и всё. но экстренное торможение всё быстро расставляет на свои места. Скользить с заблокированными колесами оказывается довольно скучно, осознавая, что для модуляции у тебя маловато сцепления с дорогой. И, да, здесь речь идет о применении велосипеда в городских условиях. В своей естественной стихии такие тормоза себя оправдают с лихвой.
Увлеченный велосипедист с 2014-го года. Терпеть не мог, когда велосипед в ходу издавал посторонние звуки, что заставляло его многократно все перебирать, перемазывать и обновлять. Любит вникать в тонкости, посему многочисленные переборки своего велосипеда вылились в дальнейшем в работу веломехаником. Прошёл тернистый путь от Shimano Acera на Comance Tomahawk через SLX до XTR на Specialized S Works, а потом просто пересел на бюджетный шоссейник на оборудовании Campagnolo Xenon 10. За плечами веломарафон (МТБ) Куяльник 2019-года, где на маршруте Light занял 5-е место. В настоящее время остается активным пользователем велосипеда и продолжает углублять свои знания в этой сфере.
Как подобрать втулку для велосипеда?
Чтобы подобрать велосипедную втулку, необходимо определиться со следующими параметрами:
1) Тип крепления
Под гайки (рисунок слева), один из самых надежных способов креплений, но требует инструмента при снятии колес.
Под эксцентрик (картинка по центру), более удобный тип крепления, позволяет быстро и легко снимать колеса без помощи инструмента.
Полая ось (картинка справа). Так же не требует инструмента для снятия колес, но есть модели которые могут откручиваться шестигранником. Данные шестигранники есть почти во всех мультитулах которые рекомендуется иметь любому велосипедисту так же как запасную камеру и насос.
2) Количесвто отверстий
Далее следует определиться с количеством отверстий для спиц. Самые распространенные 28/32/36.
Количество отверстий втулки должно совпадать с количеством отверстий обода.
3) Тип подшипника
Далее определись желаемый тип подшипника:
Насыпные (картинка слева), используются в большинстве бюджетных втулок. Настройка данных подшипников сложна для неопытных велосипедистов, но является очень точной относительно люфт/накат. Так же данный тип подшипников устойчив к боковым типам нагрузок и достаточно ремонтопригоден. (SHIMANO во всех своих втулках использует данный тип подшипников, даже в самых дорогих и предназначенных для экстремального катания).
Промподшипник (картинка справа). Главное преимущество данного типа подшипника это отличный накат, тишина и простота обслуживания. Не требуется сложных настроек. Отличная защита от воды и грязи.
4) Тип тормоза
Дисковый тормоз под 6 болтов, позволяет установить тормозной ротор на 6 болтов. Крепление на обычные болты под шестигранник или торкс. (Крайне редко встречаются крепления под 3 и 4 болта, в России практически не используются)
Center Lock (35 мм.) и Center Lock Oversize (47 мм.) Данная разработка крепления принадлежит компании SHIMANO. Вес конструкции меньше чем у крепления на 6 болтов, но для установки требуется спец. ключ, такой же как и для установки кассеты велосипеда. Так же в случае где применяется гайка с внешними шлицами подойдет съемник каретки для HollowTech 2.
Ножной тормоз. Сам механизм тормоза встроен во втулку и приводится в действие небольшим вращением педалей назад.
5) Тип трансмиссии
Следующим шагом определяем тип трансмиссии втулки.
Кассета. Позволяет выбирать различные комбинации передаточного числа в широком диапазоне, количество передач может достигать 12, отсутствует механизм вращения колеса, за счет этого имеет малый вес, крепление осуществляется прижимной гайкой, а сама кассета надевается на барабан втулки на шлицы.
Трещетка. Внешне аналогична кассете, крепление осуществляется на резьбу втулки, имеет механизм вращения колеса, но из-за этого и больший вес. На данный момент количество передач достигает всего 9. Используется в низком ценовом сегменте.
Планетарные втулки. Механизм переключения находится внутри самой втулки и очень надежно защищен от грязи. Такие втулки почти не требуют обслуживания. Так же преимуществом является возможность переключения передач на месте. Устанавливаются в основном на городские велосипеды. Но имеют большой вес и стоимость.
6) Ширина
Так же потребуется уточнить физический размер OLD. Это размер расстояния между дропаутами, на некоторых рамах и вилках может отличаться в зависимости от модификации.
Перед тем как сделать свой выбор — необходимо уточнить несколько параметров, которые не зависят от того будет ли это передняя или задняя втулка.
• Назначение велосипеда.
В зависимости от того, шоссейный велосипед это, или кросс-кантри, любой производитель будет предлагать вашему вниманию много вариантов.
Разница будет заключаться в основной конструкции и задачах, с которыми должна справляться втулка.
Втулки для МТБ или гравийных велосипедов должны быть более прочными, выдерживать удары и постоянную вибрацию, в то время, как втулки для шоссейных велосипедов должны иметь минимальное сопротивление качению.
Еще одним вариантов втулок является втулки для обычных городских велосипедов. Они могут быть планетарные — с внутренний системой скоростей, или односкоростными. ну и конечно же с педальным тормозом, или без.
У производителя Shimano ддля шоссейных велосипедов в бюджетном сегменте отличным вариантом будет серия 105. Соотношение цены и качества при великолепном накате. В то время, как для велосипедов кросс-кантри этот же производитель серию Deore — втулки этой серии довольно долго прослужат, а их обслуживание будет не таким уж и затратным, ведь все необходимые запчасти Вы можете выбрать в нашем разделе «Втулки и компоненты
• Количество спиц.
Этот параметр очень важен для нас, особенно если мы уже имеем обод. Также в последнее время все чаще на рынке велозапчастей стали появляться втулки под прямые спицы — под такие втулки необходимо будет подобрать специальные спицы.
Очень важно правильно рассчитать и длину спиц.
Рассчитываем в соответствии с вашими размеров обода и втулки. Для расчета лучше всего использовать калькулятор спиц, например этот: Sapim Calculator
• Тип крепления и диаметр оси.
Сравните со старой втулкой или уточните в параметрах вашей рамы и вилки. Правильно подобранный диаметр оси очень важен. Различные рамы и вилки имеют разные крепления — это могут быть болты, гайки, быстрое крепление с помощью эксцентрика или ось. Детские, подростковые, городские или горные велосипеды начального уровня, как правило, имеют крепления эксцентрик или гайки. В велосипедах высшего уровня, как правило, используется крепления под эксцентрик или ось. Такой тип креплений значительно надежнее и увеличивает жосткисть конструкции.
Планетарные втулки и под одну скорость, как правило, имеют диаметр оси 10 мм. Еще одним важным фактором платератних втулок необходимость специальных компонентов установки под разный типов дропаутов велосипеда.
• Тип тормоза.
Учитывайте также и этот параметр. В то время, как для ободных тормозов втулка не требует дополнительных креплений. втулки под дисковые тормоза должны иметь специальное крепление. Ну и не забываем, еще в дорожных велосипедах часто используют задние втулки с ножным тормозом.
Также следует учесть тот факт, что крепления ротора имеет два типа:
Втулки с креплением ротора под 6 болтов
Втулки с креплением ротора под Center Lock
• Тип подшипника.
В зависимости от типа подшипников, втулки будут обладать различными свойствами. Втулки на промышленных подшипниках — более прочные, более долговечны и не требуют частого обслуживания, однако цена таких втулок значительно выше. Втулки на шарах качения больше подходят для шоссейных велосипедов. Такие втулки лучше переносят боковые нагрузки и имеют меньшее сопротивление качению.
Относительно защищенности от влаги и грязи — всегда считалось, что втулки на промышленных подшипниках более защищены. Однако компания Shimano разработала свою систему защиты от грязи и влаги, в результате чего, это позволило им производить все втулки на шарах, значительно уменшить их сопротивление качению, однако это не влияет на их долговечность. Мы получили надежные втулки с отличными показателями.
С минусов можно отметили лишь необходимость периодического сервиса — хотя и недостатком это назвать нельзя, ведь любой механизм нужно обслуживать для отличной работы.
• Ширина втулки — также важный параметр.
Будет очень обидно, если после долгих мук выбора втулка просто не поместиться в перья рамы или вилки. Поэтому рекомендуем Вам перед выбором втулки ознакомится с документацией производителя велосипеда, или сделать контрольные замеры старой втулки. Передние втулки обычно имеют ширину 100, 108 или 110мм.
Задние втулки имеют несколько больше вариантов ширины, обычно это 135, 142, 148 и буст втулки 150мм шириной.
Дело не столько даже в маркетинге а в технологиях, которые развиваются. На более старых велосипедах встречаются втулки 135 мм, в то время как на современных используют ширину 142 или 148мм. А на велосипедах типа даунхилл или эндуро часто можно встретить втулки с буст до 150 мм — это улучшает жосткисть колеса, что безусловно, является важным критерием для таких байков.
Планетарные втулки и втулки на одну скорость имеют свои размеры, обычно это 185мм.
Выбор задних втулок
Выбирая заднюю втулку, учитывайте несколько важных параметров:
• Крепление задних звезд.
Обратите внимание как крепятся задние звезды. Если на Вашем велосипеде позади установлено 6-7 звезд, как правило, они крепятся на резьбу, а значит, нам следует выбирать втулки с нарезным креплением. Как правило встречается на велосипедах начального уровня, но бывают и исключения.
Если у Вас 8-11 звезд — такие звезды крепятся на шлицевой барабан — на втулках Shimano это стандарт HG — он является более надежным и современным
Также учитываем количество звезд. Не все втулки с шлицевым барабаном рассчитаны на кассету под 10 или 11 звезд. Некоторые втулки имеют барабаны под 9 или 10 звезд, соответственно для установки кассеты на 11 — нужна другая втулка.
Втулки и кассеты Shimano на 12 звезд
Втулки под кассеты на 12-ти звезд имеют свое отличие. Такие втулки имеют специальный барабан Micro Spline, что имеет специальный профиль зубцов. Особливисттю такого барабана являются:
- Особо разработана технология зацепа барабана
- Уменьшен диаметр барабана, что позволило уменьшить и минимальную звезду кассеты с 11 до 10Т
- Уменьшение свободного хода к сцепке
- Уменьшение шума при свободном вращении барабана
- Улучшенный профиль шлицев барабана, что увеличивает сцепление, и продлевает срок работы барабана, по сравнению с барабанами HG
Первой серией, начала использовать такие барабаты стала серия XTR.
На данный момен уже несколько серий имеют в своем арсенале 12-ти скоростные трансмиссии, а именно:
XTR M9100
DEORE XT M8100
SLX M7100
DEORE M6100
а значит и соответствующие втулки с барабанами с технологией Mirco Spline
Также бренд Shimano имеет в своем каталоге, еще несколько втулок с барабаном Mirco Spline — серии MT400 и MT500
Здесь важно сказать, что сделаны они были, для возможности установить 12 скоростные трансмиссии на бюджетные велосипеды с креплением под эксцентрик с шириной хадних дропаутов 135 и 141 мм.
И хотя сам барабан имеет шлицы под 12-ти скоростные кассеты, внутренняя конструкция прививки используется стандарта HG- что не делает их менее надежными, однако более доступными в цене.
Определив все эти параметры, Вы смело можете приступать к выбору новой детали на Ваш любимый велосипед.
Конечно, есть несколько параметров о которых мы промолчали, но которые можно учитывать при выборе втулок: ширина между фланцами и их высота, диаметра круга отверстий спиц и так далее. Эти параметры будут важны, если вы подбираете втулку уже под существующее колесо и у Вас уже есть спицы определенного размера. Мы же в BIKE MARKET KIEV рекомендуем всегда при замене любого компонента колеса заменять спицы на новые. Дело в том, что металл имеет свойство уставать, особенно после длительного использования, а добавьте к этому еще физические усилия при разборе и сборе колеса и вы получите довольно шаткий компонент, который может существенно ухудшить впечатление от колеса, даже с новой втулкой. Установка новых спиц позволит Вам получить большую жесткость колеса, а значит — получить больше впечатлений от новых запчастей.
Для подбора используйте калькулятор спиц. Измерьте необходимые параметры, указанные в калькуляторе, введите данные и получите ответ. Конечно, купить спицы на новое колесо можно в нашем магазине..
Надеемся, эта статья была полезна для Вас.
Катайтесь — не ломайтесь!
Перейти в каталог втулок
Передние втулки здесь
Задние втулки здесь
Как ухаживать за вилкой велосипеда: частота и рекомендации специалистов
Правила обслуживания вилок обычно расписываются в инструкциях, которые прилагаются к покупке. Если вы приобрели велосипед и не нашли там инструкций, то рекомендации можно найти на сайте фирмы-изготовителя. Но внутрь вилки самостоятельно заглядывать не стоит, лучше обратиться в мастерскую или сервисный центр.
Мероприятия по уходу за вилкой велосипеда должны проводиться регулярно:
- После каждой поездки необходимо протирать поверхности около сальников от пыли и грязи.
- Каждые 100 км пробега и перед сезоном смазывать детали в районе сальников.
- Каждые 500 км пробега проводить осмотр деталей на целостность, смазывать или менять сальники на новые.
- Ежегодно или раз в полугодие (в зависимости от частоты езды) заменять масло в масляной ванне.
Велоспорт для детей
Как и любой вид спорта, езда на велосипеде может быть полезной общефизической подготовкой для вашего ребёнка. Также велоспорт содержит много социальных активностей, что очень полезно не только для детей, но и для взрослых. В крупных городах периодически проводятся соревнования, веломарафоны и велозабеги.
Помимо этого, езда на велосипеде помогает улучшить моторику ребенка, например, равновесие и координацию, а также укрепить его мышцы ног и корпуса. А прогулка на велосипеде всей семьей — это отличная возможность сблизиться с ребёнком. Но не забудьте проконсультироваться с врачом перед совместными с детьми заездами. При таких болезнях, как астма, болезни позвоночника, ортопедические заболевания, порок сердца и заболевания мозжечка, занятия велоспортом для детей категорически противопоказаны.